Подъем из Мицраим
«Не
оскверняйте душ ваших
никаким
членистоногим, и
не
оскверняйтесь ими так как
станете
через них нечистыми.
Потому
что Я Всевышний – Источник
Всех
ваших сил. И выделитесь, и будете
Выделены
так, как выделен Я, и не
Оскверните
души ваши никакой
Мерзостью,
ползающей по земле
Так
как Я Всевышний, поднимающий вас
Из
земли Мицраим»
Ва-йикра
11:43-45
Как
известно, время чтения недельной главы прямо связано с ее внутренним
содержанием. Именно отсюда идет обычай давать детям имена в соответствии с
главой недели их рождения. «Зачинщиком» всего последующего будет,
следовательно, вопрос: Какая связь между недельным разделом «Шмини» и
праздником Песах, в этом году его «замещающем» (выпавшего на шабат именно этой
недельной главы)?
Собственно,
вопрос этот в более общем виде – «Отчего Песах отмечается в рамках книги
«Ва-йикра», а не книги «Шмот»? – достаточно прост. Исход из Египта
подразумевает смену хозяев, и построение Мишкана, работа в нем и есть выход из
Египта: «И выделю Шатер Встречи и жертвенник, и Аґарона, и сыновей его
выделю для служения Мне. И буду обитать в сыновьях Израиля, и буду им
Источником всех сил. И узнают, что Я – Всевышний, Всесильный их, который вывел
их из Земли Египетской» (Шмот 29:44-45, 30:1).
Именно
поэтому вторая книга Пятикнижия завершается задействованием Мишкана. А третья –
Тора Коґэнов, по определению мудрецов – естественное место во времени для
празднования Песаха.
Но
законы о непоедании пауков и червяков, дающие в результате «подъем из Земли
Мицраим», каким образом даруют нам
высоту «поднимания»?! Какое вообще отношение к главе «Шмини» в первых
десяти параграфах, обсуждающих законы Мишкана, имеют законы о нечистоте
членистоногих, явно относящихся к следующим пяти главам, говорящим о чистоте и
нечистоте?!
Рав
Мордехай Эйлон, задающий все эти вопросы, за ответами отправляется в… Эденский
Сад. Там впервые звучит запрет на еду и, что куда менее известно, звучит приказ
… кушать: «И взял Всевышний – Источник всех сил человека, и поставил его в
Саду Эдена работать на нее и оберегать ее. И приказал Всевышний – Источник всех
сил человеку, сказав: от всех деревьев сада ешь, кушая, а от
дерева, соединяющего Добро и Зло, не ешь от него, так как в день поедания от него
смертью ты станешь умирать» (Бе-решит 2:15-17)
Получается,
что первый человек до своего падения занимался двумя вещами – определял сути и
… ел. Называя вещи своими именами, Адам связывал материальный объект с его
духовной сутью, утверждал превалирование высшего (Замысла) над материальным
воплощением. Также и мы, произнося браху над плодом земли или плодом дерева,
утверждаем наличие духовного корня того изобилия, которым пользуемся.
Приближение
к Источнику всех сил, назначение всех корбанот – работа в Мишкане (Храме). И
это выход из Египта нашего эго, освобождение от пут земного притяжения,
подчеркивание духовного происхождения любого удовольствия, ссылка на Хозяина.
Но,
исполняя повеление, есть плоды Эденского Сада, человек не просто соединял
материю с духом, он поднимал ее до собственного уровня, делал ее частью себя.
Именно подъем (а не только связь) всего материального до Источника и есть Цель
Творения.
Теперь
становится понятным, отчего именно с соблюдением законов о запрещенном и
разрешенном в пищу, связана идея «подъема» из Египта. В Пасхальную ночь мы
начинаем со Сказания – Ґагады, тем самым прослеживая связь нижнего с высоким.
Эта часть Седера соответствует Исходу. Но уникальная, единственная в своем
роде, мицва есть (мацу) – «цивану леэхоль маца» - поднимает нас
до уровня Его Замысла. А число восемь, название нашей главы «Шмини» - восьмой,
символизирует Цель!
|