Вина отцов.
«И открыла
земля рот свой, и
поглотила их, и их
дома, и всех людей,
принадлежащих [к
общине] Кораха, и все
имущество»
Бе-мидбар16:32
Ответив на вопросы первого плана,
мы получаем возможность объяснить менее крупные, но никак не менее важные вещи.
В Трактате «Шабат» (32:2), опираясь на нашу главу, утверждают раби Йегуда и
раби Меир, что причина гибели маленьких детей – неисполнение мицвы цицит, а, по
мнению раби Меира – неисполнение мицвы о мезузе. Как и всегда, в мидрашах
мудрецов, разные мнения, это разные аспекты общей причины.
Мы уже
объясняли суть претензий, выраженных мидрашами о «цицит ше кула тхелет – цицит
голубая нуждается в голубой нити?!» и «дом полный книг [Торы] нуждается в
мезузе?!» И сейчас нам будет интересно увидеть сходство мицвот цицит и мезузы
по неожиданному параметру. Обе эти мицвы, говорит рав Лунчиц, связаны с
памятью. Мезуза напоминает о Вс-вышнем на входе и при выходе, а цицит –
постоянное напоминание о мицвот Создателя.
Об
удивительной связи между памятью отцов и жизнью детей говорит пророк Гошеа(4:6)
«Если забудешь ты Тору Источника всех сил
твоих, то я позабуду о детях твоих».
Прекращение
традиции евреем, вещь не смертельная. Но отсутствие памяти, духовная
ассимиляция приводит к исчезновению ветви, идущей от еврея. Его дети, его
продолжение – не еврейское, не его.
Отделив внешнее от внутреннего,
отделив себя от общины, Корах «восообщники» отрезали свою ветвь от Древа Жизни
и осудили своих детей, так же, как женящийся на гойке, осуждает собственных
потомков
|