Фильтрация плохого.
«Благословен
будешь ты из всех народов,
не будет у тебя бесплодного и бесплодной
и у скота твоего» Дварим 7:14
Вопросы,
возникающие в связи с процитированным предложением, следующие. Что значит
благословенность «из всех народов», в
смысле сравнении с ними?! Но это, простите, не очень разумно?! И какая связь
между бесплодием и «благословен будешь ты
из всех народов»? Неужели наша благословенность заключается в отсутствии у Израиля
не имеющих возможностей родить детей?! А так же и «у скота твоего»?! И как ее, эту возможность понимать, ведь в
материальной плоскости это вряд ли получится?
Рав Йонатан
Айбешютц свой комментарий начинает с вполне понятного утверждения мудрецов о
результативности (изобилии, брахе)
народов в этом мире, в то время как для Израиля предназначен мир следующий. Но ракурс,
под которым он рассматривает эту функциональную предназначенность Израиля и
народов весьма удивителен (как и полагается для мудреца). Его взгляд связан с
наличием у гоев царей и отсутствием таковых у Израиля. Как сказано: «И это цари, царствовавшие в стране Эдом,
до царствования царя для детей Израиля» (Бе-рейшит 36:31)
Не касаясь
понятия царства, царственности, заметим вслед за рабейну Йонатаном, что
появление царя у евреев – заслуга неевреев! Как сказано в трактате «Йома»
(22:2): «Не был достоин Шауль царства, а только Давид, так как царство в этом
мире для народов мира (со ссылкой на процитированное нами из Бе-рейшит)». И
просьба евреев о даровании им царя «как у
всех народов» (Шмуэль 1, 8:5) связана именно с этим: А Давид «превосходил»
Шауля наличием прабабки нееврейки, принявшей гиюр!
Последнее
слово, по мнению рава Айбешютца, и является ключевым для понимания обсуждаемого
предложения. Ибо браха, данная евреям «из
всех народов мира», это, конечно же, геры, как сказано: «и благословятся тобой все семьи земли» - значит геры, которые
прилепятся к Израилю, это и есть браха (Трактат «Йебамот 47:2).
Израиль
благословится своими Герами, вспомните, хотя бы раби Акиву и раби Меира,
потомков праведных прозелитов! Но среди евреев, мне это очень неприятно
говорить, встречаются и не совсем праведные…. А сами принявшие иудаизм, несут в
наш «национальный фонд» не только свои достоинства?
Вот здесь и
рождается тема наследственности. Принимая браху – неевреев, становящихся
евреями, Вс-вышний сделал так, что все могущее плохо повлиять на Израиль,
осуждено на… исчезновение:
«Не будет у тебя акар и акара и у скота
твоего».
Лишь добро
достойно продолжения. Зло принципиально фильтруется, как сказано у мудрецов.
Как сказано у
мудрецов (Трактат «Брахот» 10:1) в отношении строки пророка Йешайяґу (54:1) «Радуйся бесплодная, что не родила мерзавцев».
И в отношении
всего стада Израилева, обещано то же самое – мерзость не будет передаваться по
наследству. У Торквемады, Маркса и Спинозы нет потомков!
|