«Венец отстраненности - благодарность»
«Все
время назорейства,
всего что сделано из винограда…не ест.
Все
дни обета назорейства его бритва не
коснется
головы его…Все дни
отстраненности
(чуждости) его ради
Всевышнего
к мертвому не приблизится он»
Бе-мидбар
6:4,5,6
Три добровольных запрета,
которыми венчает (отчуждает) себя назир, работают в трех плоскостях
человеческого бытия. Подробно о соответствии запретов на виноград, стрижку
волос и соседство с трупом категориям эмоции, разума и поступка можно прочитать
в комментарии «Отрешенность высоты» из «Путешествия по недельным главам книги
«Бе-мидбар»», стр. 57. Мы же попробуем увидеть связь этих «повышенных
социалистических обязательств» перед Всевышним с приближением
«тода-благодарность».
РаШИ в недельной главе
«Цав» (комментарий к сказанному в «Ва-йикра» 7:12) объясняет, что обычный еврей
(не коен) благодарит в случае произошедшего с ним чудесного спасения – от
морской стихии, от безводной пустыни, от дома узников и от прикованности
болезнью к постели.
Если мы вспомним, что
обычай принимать назорейство, чаще всего на месяц, в связи с особо опасным
испытанием – путешествием, то обнаружим следующую связь на уровне символов –
мидраша.
Самое опасное из
путешествий нашей души – жизнь! Длиннейший недуг, от которого в конце умирают
все без исключения (кроме десяти, не нуждавшихся в шоке смерти), чреват тремя
основными духовными (душевными) опасностями. Разум колеблем буйными ветрами
(руах сеора) глупости, стихиями этого мира, подобными «спуску в море – йордей
гаям» по выражению РаШИ и мудрецов.
Еще одна опасность
материального мира: его пустыня (отсутствие реальных ценностей) может
показаться (сила желаний) привлекательнейшим миражем. Страсти способны быть
губительными.
Последняя (нижняя) из
опасностей нашего мира – неспособность вырваться из пут земного притяжения.
Недаром говорят мудрецы о нашем мире как о тюрьме души. Все мы в этом мире
«узники олам»[1]
Но возможность
благодарности – корбан тода – предусмотрена для тех немногих, кто,
защитившись от соблазнов материального мира, получает исцеление от страшнейшей
болезни – эгоцентризма, приковывающей нас к постели этого мира на всю жизнь (не
дай бог).
[1] Игра слов:
«асир олам» - означает «пожизненно заключенный», а также «узник мира».
|