Все с Синая.
"Если вещь сама собой разумеющаяся, то, что в ней божественного?!"
«Эти
законы, которые
поставишь
перед ними»
Шмот
21:1
РаШИ
комментирует: «и эти добавляет к первым. Как первые
(Речения) с Синая, так и эти с Синая». На первый взгляд (естественно
поверхностный) РаШИ озабочен доказательством истинности законов, появляющихся в
нашей главе, их божественности авторства.
Раби
Менделе из Коцка замечает куда более опасную вещь, чем сомнения в авторстве мишпатим
– их разумность. А следствие разумности – естественность их исполнения. Если
вещь сама собой разумеющаяся, то, что в ней божественного?! Ну, забодал бык
быка, что тут сверхъестественного?!
Синайское
происхождение «разумных» законов – это утверждение их божественности, равной
той, что свойственна «непонятным» законам. Ведь в основе Синая – утверждение «будем
исполнять и понимать», которое подразумевает (мнение «Сфат Эмет») безусловное
исполнение, в награду за которое, нам открывается вкус (частичный смысл)
законов. Их равенство – Синайское происхождение, то есть божественность,
абсолютность и, как следствие, полезность (разумность).
|