Загадочная связь между богатством – «ошер – עשר» и числом десять –
«эсер – עשר» – те же самые буквы, требует объяснений. В особенности,
если учесть, что Всевышний приглашает проверить Его через мицву
маасера-десятины: «Принесите весь маасер (десятину) в залу собрания… и
проверьте Меня этим» (Малахи, 3:10), и это несмотря на прямой запрет:
«Не испытывайте Всевышнего, Источник всех ваших сил» (Дварим, 6:16).
Наверное, задача станет проще, если мы вспомним, что четырехбуквенное
ИМЯ Всевышнего начинается с буквы «юд», чьё числовое значение – десять
(«юд» – десятая буква еврейского алфавита). Именно её начальное (точнее –
изначальное) положение в Тетраграмматоне делает её символом полноты и
совершенства, свойственной начальному этапу Творения.
Действительно, в основе Творения, с еврейской точки зрения, находится
желание Творца «поделиться» Своей полнотой и совершенством с
сотворёнными Им. Десять в числовом ряду на иврите – последнее число,
имеющее собственное имя, вслед за ним начинаются повторы: один и десять –
эхад эсрэ, два и десять – штейм эсрэ и т.д. Уместно также
вспомнить десять сфирот, которыми описывается путь божественного света
от Источника к нам. Закрепив за числом «десять» символику полноты,
влияния и совершенства, мы получаем очевидную связь с богатством.
Богатство, следовательно, – это не количество денег, а внутреннее,
духовное состояние полноты, безнедостаточности. Как определено
мудрецами: «Кто богат? – Радующийся имеющемуся» («Авот», 4:1). Имеющий
миллиард и мечтающий о ещё одном миллиарде – дефицитчик. Имеющий всё
нужное – богач! Выяснив общий смысл богатства и числа десять, попробуем
увидеть назначение десятины-маасера. Во-первых, сразу оговоримся,
что по закону верхняя планка денежной десятины – это пятая часть от
чистого дохода: «Тратящий да не потратит больше одной пятой» (трактат
«Ктубот», 50:1). Но в чём внутренний смысл десятины? Виленский гаон
предлагает для понимания следующую схему. Всякий раз, выделяя
десятину, мы привлекаем новые доходы по правилу: «выделяй десятину,
разбогатеешь» (трактат «Шабат», 119:1), от которых мы также отделяем
десятину, которая приносит… и т.д. И, таким образом, отделять десятину
сто раз, при этом не нарущая ограничения в одну пятую, объясняет раби
Элияґу из Вильны. Получается, по Гаону, что основная идея отделения
десятины – мобильность, движение денег, которое единственно и позволяет
дающему десятую часть дохода – получать и быть всё время полным, то есть
богатым. Подобно трубке-проводнику воды, которая, отдавая, то есть
пропуская воду через себя, всё время получает и оказывается полной!
Путь Торы значительно короче обычного путиКомментарий
JEWNIVERSITY
Программа дистанционного обучения приглашает всех, интересующихся смыслом своей (и не только) жизни, к партнерству, в поиске сокровищ еврейской цивилизации. Далее
Хотите учиться?
INSTAGRAM
Подписывайтесь на меня в Instagram! Имя пользователя: mmgitik