ВЛАСТОЛЮБИЕ И ПОХОТЬ
«Не
вноси платы блудницы и выручки за пса
в
Дом Вс-вышнего Всесильного твоего ни по какому
обету,
ибо мерзость для Вс-вышнего Всесильного
твоего
и то, и другое»
Дварим
23:19
На
уровне пшата, объясняет РаМБаН, этот запрет предупреждает попытки
самоуправления типа: совершу мерзость по отношению к себе (блудница) или по
отношению к другим (злые собаки), но искуплю затем свою вину.
Единственное
число: «твоего», как и всегда, после Дарования Торы, указывает на общественную
нагрузку этих запретов. Не должно быть такого у Израиля. И это заставляет нас
подниматься на уровень коротенького комментария рава Йонатана Айбешютца: похоть
– это Ишмаэль, а пес – символ Эйсава.
Две
силы, противостоящие Израилю в этом мире – Эйсав и Ишмаэль, взяли на вооружение
антиеврейский принцип – цель оправдывает средства, в особенности потому, что по
достижении цели можно исправить непотребства средства. Разумно, не правда ли?
Запрет
Торы «ни по какому обету» подчеркивает недопустимость подобных
рассуждений. Ведь задача, поставленная Творцом перед человеком (человечеством)
в этом мире занятие – средством, а Цель – Его подарок!
Следовательно,
подмена средства целью – есть
величайшая иллюзия, которой нет места в Доме Вс-вышнего. Удовлетворение желаний
и получение результатов – альтернатива Реальности и ведет к самоуничтожению!
|