География истории
«Эти
должны стать, чтобы
Благословлять
народ на горе
Гризим,
когда перейдете Йарден…
А
эти должны стать для проклятий
На
горе Эйваль»
Дварим
27:12-13
Идею
Страны Израиля мы обычно (своеобычно!) связываем с народом Израиля и его историческим
путем. Но Тора в очередной раз переворачивает наши представления. Две горы у
города Шхем определяются нашей главой, как место, где Израиль берет бразды
правления этим миром в свои руки. Но что особенного в горах Эйваль и Гризим?
Что вообще значат эти названия?
Город
Шхем, как мы с вами учили - это «ахиллесова пята» Израиля. Именно в
этом месте корни трех, уничтожающих реальность, преступлений – убийства (братья
против Йосефа), прелюбодеяния (насилие над Диной, дочерью Яакова и Леи) и чужой
работы (золотой телец Йеровама бен Навата). Именно поэтому этот город
принадлежит Йосефу, олицетворяющему нашу неподатливость даже самому страшному
Галуту.
Автор
«Сфат Эмет» определяет «Шхемские горы», как правый и левый пути движения
Израиля в истории. Оба они Хесед («правая» гора Гризим) и Суд
(«левая» гора Эйваль), и есть те вожжи, которыми управляется колесница Истории.
В принципе их синтезом исчерпывается Замысел Создателя (соединение хеседа и
гвуры дает тифэрет – Истину).
А
сами названия, объясняет Гурский ребе, происходят от корней газур и аве,
означающих контур (выкройку) и непрозрачность (овиют), то есть Цель и
Его Средство. И проклятия, как и благословения, в конечном итоге, реализуют Его
Замысел, а мы своим поведением решаем пропорции того и другого.
|