«Свет
посеян для праведника,
а
для прямых сердцем - радость»
Теґилим
97:11
Начнем
с объяснения Виленского Гаона: «Когда раскроется Замысел Вс-вышнего в будущем,
то праведники, которые до этого «сеяли свет» своей работой, достигнут уровня
радости сердца, а «прямые», радовавшиеся до этого только в сердце своем из-за
сокрытия и Галута – будут веселиться и пускаться в пляс, радуясь в открытую».
Очевидно,
что пасук говорит о двух уровнях восприятия Геулы и вопрос, который вы уже
угадали – отчего именно этим предложением из Теґилим 97:11 открывается молитва
Дня Искупления – Йом ґаКипурим?
Для
ответа следует вспомнить сказанное в главе «Ахарей мот» (Ва-йикра 16:30): «Так
как в этот день искупит вас, очищая вас от всех ваших промахов, перед Вс-вышним
станете вы чисты». Объясняет рав Хаим Соломон (ссылаясь на «Шарей Тшува»),
что имеются в виду две степени очищения. Первая – «искупит вас, очищая… от
всех промахов» подразумевает нашу работу тшувы, основным элементом которой,
является видуй – исповедь.
Исповедуясь
перед Творцом в собственных преступлениях, выражая раскаяние и просьбу о
прощении, мы создаем условия для очищения, для разрыва причинно-следственной
связи между «темным прошлым» и «светлым будущим».
Но
чистота сама по себе – лишь средство. По аналогии с известной советской байкой
можно «остаться, как дурак с мытой шеей». И потому, высшая плоскость Йом Кипура
- это «перед Вс-вышним станете вы чисты». Задача чистоты – это создание
сосуда, функция исповеди. Но молитва Дня Искупления позволяет Вс-вышнему
подарить нам Свою Близость, наполнит сосуд Светом. Две части, составляющие
субботу суббот – наши усилия (видуй) и Его подарок (тфила) приводят к чистоте
«перед Вс-вышним».
С
надеждой и упованием на гмар хатима това и сладкий и хороший 5772 год
(от появления наблюдателя!) |