Синайское откровение.
«И
было на третий день… Я Всевышний,
источник
всех твоих сил,
который
вывел тебя из земли
Узости,
из дома рабов»
Шмот
19:16, 20:2
Тора
была нам дана на горе Синай, чье точное местоположение было не известно. И само
это место не получило особого статуса в нашей традиции. С точки же зрения
времени «третий день», не день месяца, и не день недели. Мудрецы спорят
в трактате «Шабат» (86:2) шестого или седьмого сивана даны были Десять Речений.
Объясняет рав Исраэль Липкин из Саланта, что эта подчеркнутая неопределенность
в пространстве и времени – следствие вечности Торы. Всякое место – Ее место,
всякое время – ее время. Тора выше пространства и времени.
О
вторичности Мироздания по отношению к Торе свидетельствует, по мнению автора
«Сфат Эмет» из Гура, первая буква Декалога – алеф слова Анохи – אנכי. Ведь первая буква
Творения – бет из «Бе-рейшит», вторая после алеф, буква алфавита.
Раби Симха Буним из Пшисхи задает напрашивающийся вопрос: «Отчего Всевышний
«представляется» не как Творец Земли и Неба, а как выведший нас «из Мицраим,
из дома рабов»? Ответ. По его мнению, достаточно прост. Если бы речь шла о
Небесах и Земле, то еврей мог бы сослаться на собственную незначительность в
рамках глобального Мироздания. Но данная нам свобода от египетской
(эгоистической) узости позволяет очевидный выбор между нашей божественной
сущностью и «домом рабов» нашего эгоизма.
|