«Вас называю я человек»
«И
отсчитывайте
вам
семь суббот »
Ва-йикра
23:15
Интересно, что в случае счета юбилея, сказано «и отсчитывай себе семь
суббот» (Ва-йикра 25:8). А единственное число, по мнению мудрецов, означает…
Большой Бейт Дин (Трактат «Менахот» 65:2), который есть не что иное, как
полномочный представитель всего Израиля.
Множественное же число, по мнению мудрецов, означает обращение к каждому из
нас. Такое разделение на Израиль и евреев, где каждый - часть множества, а
множество – единственное число, есть подтверждение сформулированного равом
Гиршем принципа:
«Начиная с Синая, всякое обращение в единственном числе - это обращение к
Израилю, а во множественном – к каждому еврею персонально».
То, что стоит за этим принципом, это не просто практический вывод, имеющий
громадное значение для нашего закона. Синай превратил евреев в единое существо,
в функциональное замещение первого человека.
Как сказано у пророка Йехезкеля (34:31)
«А вы стадо Мое, стадо пастушества Моего, Человек вы».
Возникновение Израиля как единого существа там, на Синае, дает не только
объяснение общности судьбы евреев (удар
по любой части организма затрагивает его целиком), их удивительной
привязанности друг к другу (дотрагивание йешивебохера из Бердичева до мукце в
Шабат, может, не дай Б-г, привести к женитьбе еврейского студента в Париже на
гойке), но и позволяет оценить сказанное в прошлой главе (19:18) «и люби
ближнего, как себя».
Невозможность, даже
теоретическая, относиться к другому человеку (даже к своей маме или ребенку),
как к себе, связана с нашей физиологией. Себя мы ощущаем непосредственно, а
другого через органы чувств и мозг. Но если Израиль – адам, одно существо, то
разделение первого человека, на отдельно ощущающие себя части, объясняет
заглавность закона о любви к ближнему.
Ведь любовь к собственной
правой руке не может разниться от любви к левой руке. И евреи – части в
Израиле, оказываются в положении, в котором любовь к ближнему – единственный
путь к личному счастью и процветанию. Идеальность общества, которое «вынуждены»
строить евреи (и только они), вытекает из «перемешанности» евреев в Израиле
(друг в друге). И единственность Израиля никак не противоречит множественности
евреев!
|