Заслуга сыновнего непослушания
«И будет, если забудешь Вс-вышнего твоего и пойдешь за чужими силами и будешь служить им и поклоняться им, свидетельствую Я перед вами сегодня, что исчезая, исчезнете, как народы, которые Вс-вышний убирает перед вами, также исчезнете из-за непослушания голоса Вс-вышнего Всесильного вашего»
Дварим 8:19-20
Раби Цви Элимелех из Динова задает следующие вопросы к процитированному отрывку:
1. «и будет - веґая», как известно, «начинает» позитивные сюжеты, а, следовательно…??
2. Слово «сегодня» какую смысловую нагрузку несет?
3. В чем смысл (назидательный) примера «уничтожу, как народы, которые Вс-вышний убрал перед вами?»
4. Следствие «из-за не слушания голоса Вс-вышнего…» самоочевидно?!
Объяснение раби Цви Элимелеха будет лежать в плоскости намека (ремез). И мы начнем с комментария, в соответствии с которым предлог "и - вав" в слове «и будет - веґая» преобразовывает бывшее «ґая - было» в будущее, а в слове «ва-йеґи – и было» (йеґи - будет), происходит преображение будущего в прошлое. Следовательно, речь в нашем отрывке идет о тшуве – исправлении, возвращении, ответе и раскаянии. И в основе будущего ответа на все вопросы раби из Динова ставит хрестоматийную историю об Элише бен Абуя (учитель раби Меира, один из четверых, вошедших в ПаРДеС), ставшим «иным - ахер».
Услышав призыв «бат-коль – голоса с Неба»: «Вернитесь, шаловливые дети – кроме «ахера» (Трактат «Хагига» 15:1) решил Элиша бен Абуя послушаться и не возвращаться. А если бы решил вопреки всему вернуться «без приглашения», то смог бы подняться (не имея в виду награду, без призыва, без расчета на награду – мицву!) на самый верхний духовный уровень.
Этот комментарий моего учителя рава Франка основан на объяснении «Шла ґаКадош», сказанного в Трактате «Псахим (86:2)»: «все, что скажет тебе хозяин – делай, кроме – «изыди!». Хозяин – это Вс-вышний, и мицвот следует исполнять, кроме одной: «если скажет тебе, выйди и не заходи, как сказал «ахеру», не слушайся и делай тшуву – возвращайся. Ведь по-настоящему именно этого желает Хозяин». Добавлю от имени рава Франка, что препятствия на «пути обратно» свидетельство высокого духовного потенциала раби Элиши бен Абуя.
А теперь комментарий раби Цви Элимелеха из Динова. Оптимистическое вступление связано с «непослушанием голоса Вс-вышнего», то есть неготовностью слушаться даже «бат - коль» объявляющей «невозвращение». Ибо, в отличие от народов мира, лишившихся всего, свидетельствует Моше, именно – «сегодня», вопреки всему, Хозяин ждет нас и будет радоваться нашему непослушанию – возвращению в Его Дом!
|