Время и пространство между нами и Синаем
«Говорил Моше сынам
Израиля все,
Что повелел ему
(сказать) им.
После уничтожения
Сиха,
царя Эморейского,
который
сидит в Хешбоне
(Счете)и Ога,
царя Башанского в
Ашторет в Эдреи»
Дварим 1:3-4
Один из
тяжелейших вопросов, связанных с пятой книгой Пятикнижия – отчего Моше,
получивший всю Тору на Синае ждет сорок лет, дабы раскрыть часть Ее законов??
Гурский Ребе,
автор «Сфат Эмет», отвечает на этот вопрос, опираясь на РаШИ к пятому
предложению: «И сподобился Моше объяснить эту Тору» - «на семидесяти
языках растолковал им». Возможность овладения Страной Израиля прямо связана с
силой, которую дает Израилю Тора. И потому, объясняет Ребе, требовалось полное
раскрытие Устной Торы Моше Рабейну перед вступлением в Эрец Исроэл.
Но все это лишь:
«после уничтожения Сихона, царя Эморейского, который сидит в Хешбоне (Счете)
и Ога, царя Башанского в Ашторет (Твердыне) в Эдреи.» Их уничтожение было
условием для появления у Моше возможности сказать всю Устную Тору.
Именно так
отвечает «Сфат Эмет» на вопрос, с которого мы начали наш комментарий. Нам
остается лишь добавить (от его имени), что настоящее время глагола «сидит»
означает на уровне «драш» наличие у нас с вами (и у всех поколений) двух
основных препон в деле изучения Устной Торы. Расчетливость нашего внутреннего
врага (плоскость рацио) и его упорство (в плоскости желания - эмоции).
Временно-пространственные
рамки, отделяющие нас от Синая, связаны с проявлением йецер ґара в мире.
Например, «Одиннадцать дней от Хорева» (1:2) намекают («Кли Якар») на
первые девять дней месяца Ав, а также на Семнадцатое Тамуза и Десятое
Тевета – дни, связанные с разрушением Храма.
Уважаемые господа!
Для более близкого
знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика
звоните: 972 2 6513168
пишите: lilya@jewniversity.org
Шабат шалом! |