Оборотная сторона Геулы
«И
вытащу Я вас из-под ига Египта,
И спасу Я вас от рабства у них и избавлю вас»
Шмот
6:6
Рав
Шимшон Рефаэль Ґирш отправляет нас к союзу между рассеченными частями в главу
«Лех леха» первой Книги Пятикнижия. Именно там впервые прозвучали три
негативных характеристики пребывания Израиля в Мицрайим.
«Чужим
будет потомство твое в стране чужой, и (закабалят их) работой и будут мучить
их» (Берейшит 15:13)
Их
порядок, объявленный Всевышним Авраґаму, - причинно-следственный (хронологический).
Будучи чужими в Египте, они превращены в рабов. А издевательства и мучения –
следствие устройства иерархической пирамиды – тех, кто в самом низу – топчут.
Очевидно,
что избавление Всевышнего шло в обратном порядке: от наиболее тяжкого – к менее
мучительному. И потому первая ступень Геулы «и вытащу» касается «сивлут
Мицрайим» - мучений (севель). Вторая ступень – спасение от рабства.
А третья - «геула», как-бы не имеет адресата (в тексте).
Но в избавлении Израиля в Мицрайим рав Ґирш усматривает еще одну
особенность, позволяющую увидеть несходство иудаизма с любой религией. Все
религии подразумевают общину – общность веры, идеалов. А Б-г проявляется через
всемогущество, через храмы и своих последователей. Иудаизм основан через народ
Всевышнего со всеми вытекающими последствиями
|