Воды распри и АмалекНемного тяжело представить себе Моше испугавшимся, да еще «ябедничающим» Создателю.
«И
переехала вся община детей Израиля
Из пустыни Син переезжали по воле
Всевышнего
и остановились в Рафидим.
И
не было воды поить народ. И спорил
Народ
с Моше и сказали : «Дайте нам воды
И
будем пить!» И сказал им Моше: «Для чего
спорите
со мной, для чего испытуете Всевышнего!!»
Шмот
17:1-2
История
нападения Амалека на ослабевших духовно и покинувших облака славы хрестоматийно
знакома. Попробуем акцентироваться на деталях пшата и используем их как
трамплин. Начнем со сказанного Моше Всевышнему: «И закричал Моше к
Всевышнему, говоря: «Что сделаю я этому народу, еще немного и забросают меня
камнями» (17:4)
Немного
тяжело представить себе Моше испугавшимся, да еще «ябедничающим» Создателю. Но
как же тогда понять слова того, которого мы называем «а идише маме» еврейского
народа?!
Объясняет
рав Ицхак Абарбанель, претензия евреев, выраженная во множественном числе «дайте
нам воды» означает двухвариантность ситуации с точки зрения Израиля. В
случае, если Моше выполняет роль пророка – Машиаха, то отсутствие воды для
народа и всего домашнего скота, означает, что Моше (на дай Б-г) лжепророк. А по
этой статье, как раз и полагается побиение камнями. Если же всем
непосредственно руководит Творец, то будьте любезны, предоставить объяснения, где
вода?!
Два
адреса: «для чего спорите со Мной, для чего испытуете Всевышнего» и есть
возможность Амалека вклиниться! Неправильная оценка роли Моше и всей
создавшейся ситуации выражена в вопросе «Есть ли Всевышний среди нас, или нет?»
Но
рав Ґирш позволяет подняться над простым уровнем восприятия, добавляя следующую
деталь: до Синая оставался один дневной переход, а Источник воды была гора
Хорев. Попробуйте связать нападение Амалека с недостатком воды (Торы Устной), а
также угрозу Ґамана и неправильное видение ситуации Израилем в Сузах
|