Исправление… порчей
«Но
при всем том, исправление их
В
стране врагов их не презрю их
И
не погнушаюсь ими, уничтожив их»
Ва-йикра
26:44 Завершая
книгу «Ва-йикра» , обуславливает Всевышний свои отношения с Израилем, с их
поведением. Сорок девять брахот (браха – изобилие, удача) и сорок девять
клалот (клала - порча) ожидают Израиль в начале их исторического Пути.
(Во временном смысле мудрецы соотносят первые три книги Пятикнижия с периодом
до разрушения Первого Храма.)
Очевидно,
что наша недельная глава постулирует условия прохождения Израилем экзаменов
этого Мира. И главный вопрос: а что будет в случае провала (не дай Б-г)?
Обещание «совсем их не уничтожу» вселяет весьма малую дозу оптимизма,
ведь мы не относимся к «отряду» абсолютных праведников, увы.
Наличие
двух возможностей, браха и клала, позволяет сделать вывод об общей цели
их применения – достижения Цели. И хотя вариант брахи однозначно приятнее, но и
страдания, конечно, очищают: «Лучше получить приговор и страдания и оказаться
достойным следующего мира» (сказано об Элише бен Абуйя, Трактат Хагига 15:2).
Все
галуты Израиля, объясняет рав Моше Шапира, привели к духовному подъему Израиля
и к выходу из частных галутов. Не так будет с последним (Эдомским) галутом.
Постепенное ухудшение условий, усиление галута, исполнение клалот, само в конце
оборачивается Геулой. И главная задача Израиля в этом самом страшном галуте –
не отчаяться, не раствориться и увидеть Свет, который скрывается за обступившей
нас тьмой. Как пишет РаМХаль: «и это вера Израиля во Всевышнего… хотя и длится
галут, и некоторые вещи видятся обратными Истине, но вера в Единственность
стоящего за всем, от нее зависит истинное избавление» («138 врат мудрости» -
врата 31)
|