Непрекращающийся голос с Синая.
«Эти вещи говорил Вс-вышний
всему вашему кагалу на горе…
голосом великим и непрекращающимся»
Дварим 5:19
Спрашивает рав Шор, автор «Торат Хаим», что конкретно означает непрекращение «Синайского голоса»? Добавлю от себя, здесь, сегодня, сейчас?
Как известно, все, что будет открыто в Торе учеными мужьями во всех поколениях, было дано Моше на Синае. И это смысл продленности «синайского голоса» - открытия в Торе не прекращаются ни на минуту! И этот ответ позволяет объяснить несколько вовсе непонятных мест.
Сказано в Талмуде (Бава Батра 12:1): «со времени разрушения Храма, несмотря на то, что было забрано пророчество у пророков – у мудрецов не забрали». Понятно, что мудрецы не пророки. И что же у них было забирать? Конечно же, способность длить Синайское Откровение через открытия в Торе. И если мы говорим о чистом канале – руах га кодеш, как о нижнем уровне пророчества, то все становится понятным.
Отсюда сразу следует настоящее время глагола в благословлении на Тору: «дающий Тору», а не «давший»! А так же, сказанное псалмопевцем: «говорящий свои слова Яакову» (127:19), а не говоривший!
И становится почти очевидным утверждение мудрецов (Трактат «Бава Мециа» 85:1): «отсюда и далее Тора стремится в свою обитель». Тора ищет достойный для заполнения «Ее голосов» сосуд. Синайское изобилие не прекратилось. Где найти достойных евреев? |