Кагал народов.
«И
увидел Балак, сын
Ципора, все что сделал
Исраэль эморейцу. И очень
Испугался Моав народа,
так как многочисленен он.
И
нетерпимо стало Моаву
из-за
сыновей Израиля. И
Сказал
Моав старейшинам
Мидьяна:
теперь обгложет кагал все вокруг»
Бе-мидбар
22:2-4
Рав Шломо Эфраим Лунчиц обращает внимание на
четырехкратное поименование Израиля:
Исраэль, народ, сыновья Израиля, Кагал, и предлагает следующее объяснение.
Массы, как известно, не извлекают уроков из
истории, но Балак был царем и потому обладал исторической перспективой и знал,
что сделал наш праотец Исраэль при
поддержке лишь своей семьи могучему народу – эморейцам. Как сказано: «А я дам тебе Шхем один {надел} более чем у братьев твоих, который я отобрал
из рук эморейца мечом моим и луком моим» (Бе-рейшит 48:22)
Исторические хроники, которые «и увидел Балак» вселили в него ужас –
если немногочисленная семья, то, тем более, целый народ, молитву которого
слышит Вс-вышний. (Мудрецы трактуют «меч и лук Яакова» как молитву Трактат Бава
Батра 123:1).
Второе наименование «народ» - это
многочисленная смесь – «эрев рав»
говорит автор «Кли Якар». Их количества испугался Моав. Ведь Израиль никогда не
поражал массовостью. И потому речь идет о народе Моава, который испугался
многочисленности эрев рав в настоящем
времени (сравнение с нашим временем более чем напрашивается)
А нетерпимым показалось будущее Моаву из-за
понимания, что они не более чем сорняки на поле Израиля. Именно на это
указывает стоящее в оригинале слово «ва
якац», которое мы перевели как «нетерпимо»,
а буквальный перевод «и будут как шипы».
Рав Лунчиц со ссылкой на Шмот (1:10) и Шмуэль 2 (23:6) говорит об уподоблении
Израиля виноградной лозе, а ненавистников наших – шипам и сорнякам на земле для
виноградников.
Последнее из имен Израиля – кагал, связано с Йосефом и Машиахом. Вс-вышний
объявляет Яакову, ставшему Исраэлем, что станет он «кагалом народов» (Бе-рейшит 35:11) и РаШИ поясняет, что это Йосеф,
которому предстоит в качестве Машиаха, подчинить себе народы. Потому, объясняет
автор «Драгоценного сосуда» и происходит «интернационализация» конфликта: «И сказал Моав старейшинам Мидияна». А
мидияне старые должники Йосефа: «
мидиянитяне продали его в Египет Потифару» (Бе-рейшит37:36). Историческая
задача Йосефа – взыскание духовных долгов.
Отметим, что все сказанное равом Лунчицем
прекрасно укладывается в нашу излюбленную схему «Три плюс Один». Четыре сына из
Пасхальной Агады – умный, мерзавец, наив и неумеющий задавать вопросы – это
прошлое, настоящее и будущее,
а так же их синтез – вечность. В рамках нашего комментария: наш праотец Исраэль – прошлое, в настоящем эрев рав, а в будущем дети Израиля. Плюс Один, это,
конечно же, синтез всего - кагал народов!
|