Среда, 16.10.2024, 05:18
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

Помощь
МЕНЮ САЙТА
МИНИ-ЧАТ
500
 Песня без конца (окончание)

Перейти на страницу: 1 2

Больше и слаще!

 

И тут несколько слов я хочу, уж очень у вас урок был целенаправленный, я сейчас немножко уйду в сторону. Это наша возможность немножко познакомиться с этим удивительным запретом Торы. В недельной главе Ваикра сказано: и всякого – веколь-сеор веколь дваш ло-тактиру мемену. Я даже вам цитировал, какой это был пасук – 2:11. Кстати, этот мидраш с этими тремя вещами, которые мы получаем, если мы веселим жениха и невесту, это трактат Брахот, 6Б.

Что такое хамец, сеор, квасное? И что такое мёд? И почему их нельзя использовать в приближении? Понятно и очевидно, например, рав Моше бен Маймон говорит, что вся идея корбанот (это его концепция, сейчас я её не оспариваю и не обсуждаю), вся концепция корбанот – это, поскольку у каждого человека есть вот это вот желание что-то дать, «задобрить» боженьку, ну, свечку в храме поставить (понятно, известные идеи), то Вс-вышний специально поэтому дал нам, чтобы мы это делали в правильном русле. Интересно, что Сефер ґа-Хинух, живший спустя 200 лет после РаМБаМа, мы не знаем имени этого замечательнейшего еврея, в качестве объяснения, хотя он говорит, что это очень-очень непонятная вещь, но он всё-таки даёт объяснение, и мне кажется, что его объяснение я как раз и могу с собой соразмерить. Он говорит о том (это и РаМБаМ говорит, и он, в общем-то, заходит с другой стороны), что во всех этих гойских приближениях обязательно участвует и взошедшее тесто, и сладость, поскольку о чём мы просим всегда боженьку? Ну, я имею в виду чужую работу. Ну, чтобы дать нам побольше и послаще. Так вот, для того чтобы понять, о чём идёт разговор, давайте подставим два, а два – это всегда пространство-время или средство и цель. А теперь оцените. Что мы просим? В качестве средства мы просим побольше, ну, например, денежных знаков. Ну, рубль – не деньги, рубль – бумажка. Счастье же не в деньгах, а в возможности их тратить. И вот эта сладость цели. Понимаете, я в конце хочу кайф. То есть по дороге я хочу, чтоб было побольше, чтобы я дошёл, а в конце я хочу кайф. И обратите внимание, получается, что там, где йецер ґа-ра пытается меня сбить с пути истинного, там он, в конечном итоге, выполняет – «часть той силы, что вечно желает зла и вечно совершает благо». То есть он в рамках. Но там, где он пытается подменить собой цель – сладость – там никаких компромиссов.

Есть два исключения из общего правила о неприменимости квасного приближениях. Мёд фруктовый, финиковый – нельзя никогда, хотя он значительно улучшает корбан воскурения. Вот это, как мне кажется, объяснение с помощью средства и цели. Там, где нам мешают идти, там хромающий Яаков, конечно же, он в рамках своих, он мешает нам идти, он делает путь Израиля через историю очень болезненным. Но там, где он подменяет собою цель, к которой мы идём, где он хочет подменить счастье суррогатом, где он хочет подменить таинство соединения мужа и жены (парень с девкой, им музыки не надо) половыми гормонами, вот это никак неприемлемо.

 

Зло

Эйсав

Балак

Холм

Вражда

Против Средства

Квасное

Народы мира

Абсолютное Зло

Амалек

Бильам

Расщелина

Ненависть

Против Цели

Сладкое (мед)

Сатан

 

Подводим итог. Мы начинали с вопроса. И вопрос был: а почему, собственно, вот этот, вроде бы, ничем не примечательный, совершенно обычный корбан тода, то есть приближение благодарственное, почему эта песня – она без конца? Почему она никогда не закончится, эта песня? И второй, граничащий с этим вопрос был, что в будущем мире (это уже не только на уровне песни, но и на уровне конкретном, материальном) тот корбан, который мы будем приносить, это более или менее ожидаемо, будет благодарственный. Что мы выяснили? А за что мы, собственно, будем благодарить. И вот здесь жёсткая характеристика следующего мира. А мы будем благодарить за плохое. Потому что за хорошее все благодарят. Помните, что такое праведники, и чем праведники от меня отличаются? Я не дурной, и я благодарю Вс-вышнего, по крайней мере, время от времени, например, за здоровье. Ну, слава Б-гу. За что я не способен благодарить? И, помните, пример – праведник, не дай Б-г, сломавший ногу, благодарит Вс-вышнего за то, что он сломал ногу. Я не способен на это, думаю, что и вы. Так вот это ровно то, что ожидает тех, кто будет в следующем мире. То есть? В следующем мире будет уровень праведников. Меньше туда просто не попасть. А в чём он будет заключаться? А в том, что мы будем приносить в приближение и квасное. То есть и хорошо, и плохо, и мы это будем понимать, как единую систему – добро и зло вместе дают как раз великое добро, то есть тов меод. Наша формула: плохое плюс хорошее даёт – очень хорошо.

Что ещё мы оказались способны понять? Мне кажется, очень-очень красивый мидраш о том, что веселящий жениха и невесту получает вот эти три удивительных вещи: он получает Тору, он как будто принёс благодарственное приближение и помог восстановить одну из развалюх Иерусалима. И подставив сюда место, время и личность, мы получили замечательный, с моей точки зрения, результат, что, конечно же, развалюха, восстановление её – это исправление места; конечно же, исправление личности – это Тора, голос, который был на Синае, который соединял Вс-вышнего и его невесту – Израиль; и для нас самое актуальное – это, конечно, исправление полового влечения, как пример вообще исправления йецер ґа-ра, то есть вот это наше противостояние Ги де Мопассану. Кстати, всей его прозе. И вообще всему подобному материальному отношению к миру, «неромантическому», где под романтикой я подразумеваю мечты, а вовсе не дешёвку.

Мы более или менее завершили. Насколько понятна идея тождественности хлебного дара в праздник Шавуот и корбана благодарности? Кстати, это добавим всё-таки, потому что это понятно, но давайте это проговорим. Говорил нам в своё время мой учитель рав Франк, что приближение хлебного дара подразумевает, что тот, с кем мы боролись, оказался, в конечном итоге, пьедесталом нашего почёта. Что вот этот вот хамец, тот, с кем мы боролись, становится, в конечном итоге, частью того следующего мира, который мы благодаря ему заслужили. Снова, мы не должны его благодарить, йецер ґа-ра, благодарить надо Вс-вышнего, но вот это вот зло, вот этот движитель прогресса, он нам в конце концов помогал. Наши двойки позволили нам стать отличниками, наша тшува, наше раскаяние позволило нам зацепиться за уровень праведников. И вот это то, что позволяет провести тождество между хлебным даром Шавуот и благодарственным приближением следующего мира и работой в Храме, где оно было частью этой работы. Именно вот это приближение как бы будет нужно там, где мы уже будем близки со Вс-вышним, то есть идея благодарности. Что останется в следующем мире, где мы уже будем близки – останется благодарность.

 

Вопросы и ответы

 

Вопрос: Можно смотреть на это как на практически применяемые вещи?

Ответ: Единственное практическое применение – это, конечно, не отчаиваться. И там, где наш йецер ґа-ра нас побеждает, его победа не окончательна. Вот это практический вывод из всего, что вы услышали. Те, кто доживут, те увидят. Нельзя отчаиваться. Умирать – в крайнем случае. Я от себя добавляю: в самом крайнем случае. Даже на уровне нашей современной ситуации с этой пандемией так далее. Понятно, что идея, о которой идёт речь, на нашем практическом уровне означает, что там, где у нас материальное, капельку духовного привносите, каждый сколько может. И в этом смысле, например, когда мы едим в шабат, согласитесь, что вот этот вкус шабата – он и есть то, что делает субботнюю еду такой вкусной. Много раз об этом говорили. То есть основной практический вывод: всюду, где материальность нас совсем уже задавила, не отчаивайтесь, добавляйте капельку, сколько можете, духовности, капельку вот этой будущей цели. Помните – весь мир беспокоится о будущем и опирается на прошлое, то, что вначале говорили о современной ситуации, что мир хочет вернуться к этим летучим мышам и прочим водным змеям, которых, неудобно даже говорить, они едят. Так вот, они мне неинтересны с их обжираловкой и со всей их материальной устремлённостью.

Задача еврея не просто пережить, нам есть ради чего. А что это за «ради чего»? Ответ: во всё материальное мы, каждый на своём уровне, добавляем вот эту нашу мечту о вечности. Вот это наше желание не только материальное, а чуть больше. Ну, я же не говорю – намного больше, капельку больше. И вот эта идея неотчаяния – она и есть главная для меня идея моей жизни, и то, что я предлагаю всем вам. И главный практический вывод, снова: нам есть ради чего жить. И мир не только материален, и даже, вроде бы, самая материальная вещь – парень с девкой, им музыки не надо – и здесь у евреев есть принципиальное возражение. Давайте веселить жениха и невесту, давайте привносить. Не просто дом они создают, а еврейский дом. И это не просто соединение, это соединение Вс-вышнего-жениха и Израиля-невесты, в очень миниатюрном виде, но тем не менее. Ну, и, конечно же, корбан тода, это, по сути, и есть то, что мы привносим в их половое влечение, вот эта наша радость, она идёт извне к ним, и добавляет, делая их влечение друг к другу уже не только материальным.

Вопрос: Получается зло, йецер ґа-ра, позволяет отказаться от достигнутого добра, чтобы продолжить делать новое добро?

Ответ: Собственно, это правильно, но вы не добавили важнейшую вещь – это зло присылает Вс-вышний. Зло заставляет тебя. Вот этот вирус, что делает? Я не знаю, в Ухане открылся уже этот рынок, откуда всё началось, не открылся, но мы-то с вами, это же наш рынок, это же наша ярмарка тщеславия. Мы говорим, что о том, что мы-то какой-то урок извлекли. Меня не интересуют массы, меня интересуют я и вы, те, кто должны извлечь урок. Конечно, мы не имеем отношения к мозгам обезьяны, ко всем этим гадостям, но, к сожалению, да, имеем. Нет, очень отдалённое, но те, кто не могут во время обеда остановиться, потому что, ну так вкусно, а вспомните, что вкусность – это ещё не причина обжорства. Вспомните о китайцах и о том, откуда это всё начиналось, и капельку это, может быть, позволит вам чуть-чуть ограничить себя в еде, что, само по себе значимо. А чему учит нас лель ґа-седер в отношении еды, поскольку еда там – одна из трёх основных составляющих? Потому что, при всём уважении к половому влечению, еда – вещь куда более сильная, потому что это каждые шесть часов вынь и положь. И с едой мы сталкиваемся три раза в день – завтрак, обед и ужин. И вот эта наша война, она наиболее постоянная именно на этом поле, на поле еды.

Вопрос: Еврейский раб, который выходит в Песах, слава Б-гу, уже пошли на свободу. Может ли быть у него скромность, если он раб? Откуда у него это величие, чтобы чувствовать своё Я, если он раб?

Ответ: 50 дней от Исхода до Дарования Торы подразумевают вот именно эту тоже борьбу. Один из интересных таких ґалахических вопросов: каждый день мы считаем дни. Помните, это были полупраздничные дни, сейчас они полутраурные. Но это всегда были дни очень-очень, каждый день – он новый день. Вы считаете два дня в омере, вы считаете три дня в омере. И такой вопрос: а почему мы не говорим Шеэхияну? Мы выполняем мицву, эта мицва всё время разная – ну, поймите, три или четыре – есть разница, совершенно разные вещи. Хороший вопрос. И объясняет автор книги респонсов «Ґа-ктав ве-ґа-кабала», Яаков Цви Мекленбург: знаете, почему – потому что мы говорим Шеэхияну, начиная свой путь. Этот путь – это одна вещь, это четвёртый, пятый, шестой, но это ровно 50 дней, и вот это единая система от Песаха до Шавуота, и это постоянный подъём. Откуда у раба берётся самомнение? Ответ: да если тебя вытащили, значит, тебя любят! Ну, если Вс-вышний тебя вытащил! Вспомните, вы победили, неважно в чём, от шахматной партии до победы в жизни. Ну, победы в жизни не бывает, до Нобелевского лауреата. Ну, почему-то эта мысль пришла к вам, и вы получили Нобелевскую премию, а к другому она не пришла. И потому, когда Вс-вышний вытаскивает нас из Египта, мы всё ещё на первой ступеньке, там есть самомнение, потому что оно очень персонифицировано. Вы понимаете, вас вытащили, а четыре пятых не вышли, между прочим. И это ощущение заслуженности, с ним нужно ещё работать и работать целых 50 дней. И весь этот процесс – это единый процесс, это один путь, и потому там нет каждый день Шеэхияну, а только в первый.

 

Перейти на страницу: 1 2

Copyright MyCorp © 2024
Мысли вслух
Путь Торы значительно короче обычного пути Комментарий
JEWNIVERSITY
Программа дистанционного обучения приглашает всех, интересующихся смыслом своей (и не только) жизни, к партнерству, в поиске сокровищ еврейской цивилизации. Далее
Хотите учиться?
INSTAGRAM
Подписывайтесь на меня в Instagram! Имя пользователя: mmgitik
Новости
Семинары и шабатоны [324]Анонсы новых книг и лекций [13]
Лекции и встречи [818]Объявления [196]
Статьи [1868]Видео уроки [356]
Уроки Торы онлайн [185]
Недельные главы Торы онлайн
Вебинары [670]
Рассылка
Чтобы получать рассылку на e-mail, пишите на secretary@jewniversity.org
Форма входа
Календарь
«  Октябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Облако тегов
еврейский календарь Песах Шавуот 17 тамуза храм Смысл жизни поиск истины Ханука иудаизм радость Иврит Пятикнижие Иерусалим 9 ава сукот Йом Кипур кабала Тора недельная глава галут Геула Моше израиль Египет Пурим Шабат рига ашдод Америка душа евреи человек молитва М.М.Гитик любовь Машиах Шабатон С.-Петербург сука Ноах еврейский Свобода урок жизнь добро и зло Гилель харьков москва Лод недельные главы