Ки Теце
О любви к Создателю
(Учеба. 3-4 год)
«Если будет у мужа сын буйный и непокорный…
и схватят его отец и мать… и забросают его
все мужи города камнями и умрет…»
(Дварим, 21:18-20)
В силу теоретичности закона о сыне буйном и непокорном (говорит трактат «Санґедрин», 71:1: «сын сорер и море никогда не был и никогда не будет») из-за ґалахических подробностей, делающих его применение невозможным, возникает вопрос о его смысле. Например, не менее теоретический (не применимый на практике) закон о смертной казни жены и любовника, имеет ярко выраженную морально-этическую ценность. Но в случае ребенка от тринадцати лет и одного дня до тринадцати лет и трех месяцев, что Пятикнижие желает нам сказать на уровне пшат[1]?!!
Савраньский ребе полагает, что речь идет о любви каждого еврея (частички Израиля) к Творцу. Его Тора – часть нашей божественной души, как сказано у мудрецов: Исраэль, это аббревиатура ש – шишим – шестьдесят, ר – рибо – десять тысяч, א- отиёт – букв, ל – леТора – «Шестьсот тысяч букв в Торе». И нахождение этого знака в Пятикнижии – свидетельство заложенной в нас любви к Создателю.
Нет на Земле большей любви, чем родительская. Привязанность отца и матери к ребенку не знает границ. И декларируемая Торой готовность собственными руками предать сына, чье будущее (по свидетельству настоящего) – отдаление от Вс-вышнего, переход под безусловную власть скотины в нем: «обжирается и напивается» (21:20), под «расстрельную статью» - это бесспорное свидетельство, что любовь к Создателю победит в конечном итоге себялюбие и «будет в тот день Вс-вышний один и Имя Его – Один». И если «выйдешь на войну… даст его Вс-вышний, Вс-сильный твой в руку твою» (21:10).
Комментарий РаШИ к этой строке подтверждает вышесказанное: «о войне решут говорит написанное». Решут можно перевести как «власть», и получится, что война (пожизненная!) ведется ради смены власти – перехода из подчиненности желаниям фараона в нас в подданство Творца.
|