Разрешает ли галаха кастрировать бродячих животных?
Израильские СМИ и сегменты социальных сетей бурно отреагировали на предложение министра сельского хозяйства от партии «Еврейский Дом» Ури Ариэля относительно окончательного решения вопроса бродячих животных http://www.newsru.co.il/israel/02nov2015/chates_001.html .
Немного предыстории - 4 июля 2004 года Высший Суд Справедливости (БАГАЦ) в составе его тогдашнего председателя, Аарона Барака, Далии Дорнер и Ашера Груниса (ставшего впоследствии так же его председателем), запретил государству умерщвлять уличных кошек. Судебное решение и соответствующая поправка к Закону о запрете жестокого обращения с животными (1994г, статья 14,1) составленная на его основании, обязывают соответствующие государственные органы стерилизовать уличных кошек и возвращать их в их привычные места обитания. На это ежегодно выделяется бюджет в размере 4.5 миллиона шекелей. Операции по стерилизации проводятся ветеринарными врачами под общим наркозом и кошки ловятся специальными ловушками, которые предотвращают травмирование животных. Операция занимает около 10-15 минут. Через сутки после операции, кошек «выписывают» и отправляют в их привычную среду обитания.
Если рассматривать предложение Ури Ариэля в общих чертах, с позиций публицистики, то самое мягкое определение, которое для него подходит, это «неуместное». Относительно позиции галахи в этом вопросе, я коснусь ниже. Помимо вопросов стерилизации бродячих животных, перед Ури Ариэлем и в нынешнем его министерстве и в министерстве строительства, которым он руководил в прошлом правительстве и просто, как членом правительства, есть немало других вопросов, связанных в той или иной степени с галахой. Нельзя сказать, что при принятии решений или голосований на заседаниях правительства - единственное, что было ему важно - мнение галахи. Если бы это было так, то он бы давно бы уже в правительстве не сидел и примеров расхождения между решением правительства и формально галахой, можно провести немало. В том числе и случаев, когда они идут в прямом противоречии с запретами Торы.
Данный материал не позволяет широко рассмотреть весь спектр очень непростой темы взаимоотношений между галахой и современным государством. К сожалению (это мое личное мнение, с которым можно соглашаться или нет) обе стороны часто ведут себя деструктивно и напоминают спор между Паниковским и Шурой Балагановым.
Сейчас я хочу рассмотреть этот вопрос действительно с точки зрения религиозного человека, для которого галаха важна и обязательна. Начнем с того, что к вопросу о стерилизации бродячих животных, как и к большинству других вопросов, рассматриваемых галахой, есть разные подходы. Впрочем, как и ко многим другим спорам в том числе, касающимся запретов Торы: как правильно соблюдать седьмой год, можно ли употреблять китниет в Песах, какой вид головных уборов предпочтительнее для женщин, и список может быть еще очень и очень длинным. В любом случае, с формальной точки зрения, последнее слово в решении галахических вопросов, связанных с общественной жизнью формально лежит на Главном Раввинате Израиля. При всем уважении к знаниям и галахически предпочтениям Ури Ариэля, он не является равом и тем более специалистом в данных областях галахи. Со своей стороны, Главный Раввинат Израиля всегда стремился находить такие галахические решения, которые были бы приемлемы и выполнимы для всего общества, а не только для какой либо его части.
Стерилизация бродячих животных затрагивает два запрета Торы: запрет на жестокое обращение с животными («цаар баалей хаим») и нанесение физических повреждений животному, которое мы учим из запрета приносить подобных животных в виде храмовых жертвоприношений, как сказано в книге Ваикра (22, 24) «А с ятрами измятыми, раздавленными, оторванными или отрезанными не приносите Г-споду, и в земле вашей не делайте сего». Запрет на нанесение увечий животному был закреплен, как нормативная галаха в «Шульхан Арух» (Эвэн аЭзер 5, 11-12) . Но при этом разрешается использовать животных в научных опытах, для пользы людей (Атерет Паз часть 1 на Хошен Мишпат, раздел 9)
В то же время, существует разница между самками и самцами (на стерилизацию самок запрет менее серьезен, поскольку является запретом мудрецов, а не запретом из Торы) и есть гораздо больше факторов, благодаря которым галахические авторитеты разрешают стерилизацию. Помимо этого есть разница между домашними и бродячими животными. Важно помнить, что среднестатистическая кошка может родить в год около 15 котят. А бесконтрольное размножение бродячих животных вредно как для них, так и для нас, людей и тут мы уже затрагиваем еще один аспект, который нужно принимать в расчет - благо и здоровье общества и вероятную опасность распространения инфекций или других заболеваний, переносчиками которых могут быть бродячие животные.
Поскольку, как было выше сказано, все операции по стерилизации проходят под общим наркозом, то исключается нарушение запрета о жестоком обращении с животными (в отличие от методов стерилизации, применявшихся в прошлом).
Еще один аспект, который необходимо учитывать в данном вопросе, связан с разницей между границами обязанности по отношению к животным, налагаемым на евреев и на не евреев. Как известно, одна из семи заповедей потомков Ноаха, связана с запретом на жестокое обращение с животными, но ограничивается лишь запретом есть часть от еще живого животного. И хотя Шульхан Арух в разделе Эвен аЭзер, глава 14 запрещает говорить не еврею чтобы тот кастрировал животное принадлежащее еврею (на основании сказанного в трактате ВТ Баба Меция 90, 1) тут тоже не все так однозначно. Во-первых. Когда в этом разделе речь идет о не еврее, то упоминается термин «язычник», а не просто не еврей, хотя в других случаях употребляется понятие «не еврей». Во-вторых, употребляется слово, обозначающее крупных животных (беэма) и ни кошек, ни собак так не определяют.
С учетом того, что речь идет о стерилизации с целью предотвратить распространение заболеваний или других опасностей для общества, надо учитывать еще один галахический принцип, говорящий о том, что «опасность серьезнее нарушения запрета. Поэтому предотвращение распространения заболеваний, это тоже заповедь, лежащая на обществе, и мудрецы не запретили обращаться к не евреям за помощью в подобной ситуации. В сентябре 2006 года тогдашний Главный Раввин Израиля Шломо Амар в одном из своих галахических постановлений напрямую написал о том, что: «В соответствии с нормами Галахи, любое действие с целью сохранения человеческой жизни превалирует над факторами связанными с цаар баалей хаим». И хотя бродячие животные бесхозные, те, кто хочет найти решение соответствующее всем галахическим мнениям, должны предпочесть ветеринара – не еврея. Этого же мнения придерживается раввин Шломо Амар, в выше упоминаемом галахическом постановлении.
Так же и рав Эфраим Залманович, рав поселения Мазкерет Батья, пишет что «Подобно тому, как можно разрешить больному есть в Йом Кипур в случае, когда врач специалист однозначно постановил, что пост может однозначно привести к опасности для здоровья и жизни, так же и в данном случае, поскольку ветеринары однозначно считают что прекращение стерилизации бродячих животных угрожает существованию их и людей, таким образом, их стерилизация является заповедью, несмотря на причиняемый им ущерб».
По мнению рава Йуваля Шерло, главы йешиват эсдер «Орот Шауль» в Раанане: «Есть галахический интерес в том, чтобы не было нападений собак на людей и чтобы вообще не было беспризорных животных на улицах из-за опасностей для здоровья и жизни, связанных с этим. Поэтому, если существует галахическая возможность провести стерилизацию с помощью ветеринара - нееврея, то это нужно сделать.
Относительно стерилизации домашних животных есть дополнительные облегчения, но они выходят за рамки данного материала. Необходимо учитывать, что и с общественной и с юридической точки зрения, стерилизация уличных животных предпочтительнее их умерщвления.
Вместе с тем, существуют и устрожающие мнения, полностью запрещающие стерилизацию, как домашних, так и бродячих животных (рав Ш.И. Эльяшив [всегда отличавшийся стремлением к устрожению], рав Элиэзер Меламед, исследовательский центр «Махон аТора Вэаарец»). Это нормальная ситуация, при которой как в известном анекдоте, обе стороны правы, поскольку каждая из них ставит во главу угла и подчеркивает те или иные факторы, отличные от факторов, приводимых оппонентами.
В свете всего вышесказанного понятно, что галахические предпочтения министра Ури Ариэля являются его личными предпочтениями, а не единственно возможным галахическим решением данной проблемы и из этого ни в коем случае не следует, что галаха против животных, призывает их не любить и жестоко к ним относиться. Данные предпочтения противоречат тому галахическому курсу, в решении вопросов, связанных с обществом в целом, который проводит Главный Раввинат Израиля с момента своего создания.
Источник: http://shunrasher.livejournal.com/195368.html |