Провожая месяц Мархешван
Потоп и дарование Торы
Первый визуальный (поверхностный) контакт между этими весьма несвязанными событиями дает двадцать девятое восхваление (Теґилим, 29:10) «Вс-вышний к Потопу вернулся (воссел)? И воцаряется (восседает) Вс-вышний всегда (навсегда). Даст Вс-вышний народу своему отвагу, Вс-вышний одарит народ свой совершенством (полнотой, миром)».
Мидраш, объясняя слова царя Давида, говорит, что Синайское откровение вызвало ужас и трепет у царей народов мира и те задали вопрос величайшему из нееврейских пророков – Бильаму: «Желает творец снова наслать Потоп?». И Бильам «успокаивает» властителей народов мира: «Вс-вышний дает тору своим детям».
Свой комментарий Савраньский ребе начинает со следующего замечания – лидеры народов мира, очевидно обладали высоким уровнем, а, следовательно, рассматривать их страх перед повторением Потопа как детский, не следует. В особенности, если учесть идентичность голосов, наполнивших мир перед Потопом и перед Синаем.
Савраньский ребе со ссылкой на мидраш из книги Зоґар говорит о реинкарнации Ноаха в Моше Рабейну, т.е. об идентичности их функций. Поколение Потопа должно было стать получателями Торы, причем в тот самый месяц Мархешван, который стал месяцем Потопа. Отсутствие реализации – нефункциональность – Потоп.
Следовательно, страх царей нашел свое объяснение. Мидраш говорит об угрозе возвращения Мироздания в изначальную бесформенность в случае неполучения Израилем Торы.
И завершим удивительно красивым замечанием ребе из Саврани. Слова Моше «мхени – сотри меня из книги Твоей» (Шмот, 32:32) легкой перестановкой букв «превращаются» в мей Ноах (мэм хэт) - воды Ноаха – воды Потопа. Это весьма нелестное для Ноаха название – суть претензии к Ноаху, не спасшему свое поколение. И слова Моше – Исправление, а Синай – Оправдание. |