"Могут ли женщины танцевать со свитками Торы в праздник Симхат Тора?"
Прежде чем
приводить те или иные галахические мнения, хочу заметить, что это тема, прежде
всего идеологическая, а не галахическая. Другими словами, есть и будут те
общины, в которых подобная вещь будет восприниматься нормально и будут
те, в которых такое будет невозможно, несмотря на наличие любых галахических
мнений, которые бы это разрешали. В моих глазах эта ситуация вполне нормальная
и естественная. Я не собираюсь убеждать или переубеждать кого-то из читателей,
как ему и его общине себя вести. Просто я знаю из личного опыта, что если
спросить русскоязычного религиозного еврея вопрос, вынесенный в заголовок, так
уж получится, что 99.9 процентов скажут однозначное нет. Но это не значит, что
нет других мнений, которые принадлежат, безусловно, ортодоксальным галахическим
авторитетам. В любом случае это тоже часть изучения Торы, поэтому давайте
разбираться.
В трактате ВТ
Брахот, лист 22 приводится мнение раби Йегуды бен Бтейра, что Тора подобна огню
- так же, как огонь не принимает ритуальной нечистоты (тумъа), так же и Тора не
принимает ритуальной нечистоты. На основании этого Рамбам постановил в
Мишнэ Тора, в разделе законов о тфилине, мезузе и свитке Торы: часть 10, галаха
8: "Все ритуально нечистые, включая нидот и даже неевреи - всем им
разрешается держать свиток Торы и читать его, поскольку слова Торы не принимают
ритуальную нечистоту". Так же постановил и автор Шульхан Арух в законах о
свитке Торы (Йоре Деа 282,9). Отсюда следует, что нет никакой галахической
проблемы, чтобы даже женщина, находящаяся в состоянии ритуальной нечистоты
касалась свитка Торы.
В галахе нет
каких либо ограничений для ритуально нечистой женщины во всем, что касается
посещения синагоги. Вместе с тем, ранние комментаторы упоминают обычаи в тех,
или иных общинах, когда женщины принимали на себя дополнительные ограничения, в
частности не посещать синагогу, будучи ритуально нечистыми, а так же не
касаться свитков Торы (Ор Заруа 1, законы о ритуальной нечистоте 360). В тоже
время автор Сефер аАгур пишет, что в его общине было принято, что женщины
посещают синагогу в любое время и молятся и отвечают Амен и Кдуша и лишь
смотрят на свиток Торы, когда его поднимают, в случае, если они ритуально
нечисты.
Рамо в своем
комментарии на Орах Хаим 88, 1 приводит оба обычая и пишет, что с точки зрения
галахи, женщине можно все, но обычай в его общине устрожать в вышеупомянутых обычаях.
В то же время он приводит мнение Трумат аДешен 132, что даже в местах, где
принято устрожать, в дни между Рош-аШана и Йом Киппуром, ритуально нечистые
женщины могут идти в синагогу, поскольку иначе это их очень огорчит. Уже
автор Мишна Брура свидетельствует, что в его время обычай изменился и
женщины ходят в синагогу вне зависимости от их состояния в любое время года.
Вместе с тем, он пишет, вслед за вышеупомянутым "Сефер аАгур", чтобы
ритуально нечистые женщины не смотрели на свиток Торы, когда его поднимают.
Из всего
вышесказанного ясно видно, что с галахической точки зрения нет никакой проблемы
в том, чтобы женщины касались свитка Торы и танцевали с ним, и подобное
поведение зависит исключительно от обычая конкретной общины. В прошлом женщины
демонстрировали свой трепет и уважение к свитку Торы через отдаление от него в
определенные дни. Сегодня эти обычаи остались в прошлом для многих общин. В
наши дни многие женщины показывают свою любовь к Торе, через постоянный приход
в синагогу, учебу, и искреннее желание быть связанными с Торой, так же через
держание свитков Торы и танцы с ними во время Симхат Тора.
По крайней
мере, нет галахических причин это запрещать, в случае если женщины находят
нужным так выражать свою любовь к Торе. Такое галахическое постановление издал
рав профессор Нахум Элиэзер Рабинович, глава ешивы "Биркат Моше" в
маале Адумим, в сборнике своих алахических ответов "Сиах Нахум"
раздел 40.
Вместе с тем,
нужно помнить, и рав Рабинович подчеркивает это в своем ответе, что все это
должно быть с согласия общины и местного рава. Поэтому если в общине есть
те, кто заинтересован в подобных проявлениях любви к Торе, нужно обсудить эту
тему внутри общины заранее, чтобы это, хорошее на первый взгляд, стремление не
привело к ненужным склокам и раздорам.
Ашер
Рохбергер
Источник: http://shunrasher.livejournal.com/151050.html |