Об особенностях исхода поста 9 ава в 5776/2016 году
Поскольку в нынешнем году (5776\2016) пост 9 ава выпадает на 10 ава (воскресенье 14.08.2016), часть законов, связанных с окончанием поста остаются неизменными, а некоторые- не распространяются на эту ситуацию (отложенный пост).
После выхода звезд на исходе поста 9 ава (в воскресенье вечером) можно есть и пить, предварительно сделав Авдалу, как сказано в статье "Об особенностях Девятого Ава, выпадающего на Шабат и отложенного на воскресенье". Принято перед этим молиться вечернюю молитву и делать кидуш лавана. Некоторые предпочитают поменять обувь на кожаную, и умыть лицо и руки перед кидуш лавана. Поскольку утром, во время чтения утренних благословений мы не произносили благословление связанное с ношением кожаной обуви ( шеаса ли коль царки), его произносят одевая кожаную обувь.
Есть обычай делать омовение рук после исхода поста 9 ава подобно тому, как это делают каждое утро, т.к. утром мы это делали на минимальном уровне, омывая только фаланги пальцев. Делают это без благословения.
В трактате ВТ Таанит лист 29 написано, что 7 ава римляне вошли в Храм, а 9 ава ближе к концу дня подожгли его и он горел весь день, т.е. 10 ава. По мнению рабби Йоханана нужно было бы установить пост не 9 а 10 ава, т.к. большая часть Храма сгорела именно тогда. Мудрецы же установили пост 9 ава, т.к. считали, что отмечать его нужно именно в день, когда началось сожжение Храма. В Иерусалимском Талмуде приводится свидетельство про одного из мудрецов по имени Авун, который постился в течении двух дней- 9 и 10 ава. Мудрецы не постановили поститься так как он 2 дня, т.к. понимали, что это будет крайне тяжело для людей.
Все вышесказанное не просто исторический экскурс в прошлое. Оно имеет практическое значение для нас сегодня в некоторых вопросах, связанных с переходом от поста к нормальному функционированию, которое происходит у нас в обычные годы течении дня 10-го ава.
Принято не есть мясо и не пить вино в ночь 10 ава, а днем окончание запрета зависит от принадлежности к ашкеназским или сефардским галахическим традициям. Те, кто придерживаются ашкеназской традиции, могут начинать есть мясо и пить вино после полудня (в Израиле примерно после 12.45). Те же, кто следует сефардской традиции, продолжают не есть мясо и не пить вино в течении всего дня до захода солнца.
Стрижка, бритье и стирка одежды: ашкеназы устрожают в этих вопросах в течение всего 10 ава а сефардам можно сразу после исхода поста.
В этом году все эти обычаи меняются. После окончания поста- все вышесказанное не применяется, поэтому можно сразу же мыться горячей водой (для тех кто это не делал в предыдущие дни), стирать одежду и надевать постиранную и выглаженную одежду. Правда по мнению многих галахических авторитетов все таки рекомендуется воздержаться вечером после исхода поста от мяса и вина (РАМО 558, 1, Мишна Брура там же, рав Мордехай Элиягу). Есть те, кто облегчает в этом вопросе, относительно вечера исхода поста. При этом по всем мнениям, на следующий день никаких траурных ограничений нет.
Дай Б-г, чтобы эти законы мы изучали этом году последний раз, и нам не пришлось бы применять их на практике.
Источник: http://shunrasher.livejournal.com/192908.html |