Об особенностях Девятого Ава, выпадающего на Шабат и отложенного на воскресенье
В нынешнем 5776\2016 году день Девятое Ава выпадает на Шабат. Такое явление встречается раз в несколько лет. Поскольку в Шабат нельзя ни поститься, ни проявлять какие либо признаки траура, то все законы и обычаи Девятого Ава исполняются на следующий день в воскресенье 10 ава. Поэтому в подобной ситуации имеются свои особенности, о которых стоит вспомнить.
Прежде всего, ближайший Шабат 13 августа, называемый так же Шабат Хазон по соответствующему отрывку из пророков, который читают в этот день, ничем не отличается от любого другого Шабата. Можно есть мясо, и пить вино, петь Шабатние песни (все это включая третью трапезу) (Шульхан Арух 554, 19). Это отличается от обычных случаев, когда канун Девятого Ава выпадает на будний день.
В средние века в некоторых ашкеназских общинах Европы было принято не одевать в этот день Шабатнюю одежду, но под давлением большинства ґалахических авторитетов. Этот обычай исчез уже много сот лет тому назад.
Перед наступлением Шабата можно так же мыться теплой водой с мылом, шампунями и всем остальным, как принято обычно. В этом отношении ашкеназам тоже нет причин волноваться. Во-первых, они могут полагаться на обычаи своих сефардских братьев, которые больше подходят к нашему средиземноморскому климату, чем обычаи ашкеназов центральной Европы. Во-вторых, как известно, раби Йосеф Каро и его труд Шульхан Арух, признан ґалахическим авторитетом для всех евреев, проживающих в Земле Израиля. В-третьих, это подпадает под определения связанные с проявлением уважения к Шабату и получения удовольствия в Шабат (кавод вэонэг Шабат), а эти заповеди никто не отменял.
Те, кто бреется перед Шабатом - есть как облегчающие, так и устрожающие мнения, и сегодня принято облегчать, по всем вышеуказанным причинам. Тот, кто устрожает, должен знать, что это устрожение, а не ґалаха, которая разрешает.
В случае если на этот Шабат выпадает, брит мила или бармицва, то они проводятся точно так же, как если бы они проводились в любой другой Шабат.
Относительно изучения Торы в этот Шабат, есть разные мнения. Есть те, кто разрешает учить только те разделы Торы, что были разрешены для изучения 9 ава (Кицур Шульхан Арух 125, 4). По мнению Бен Иш Хай, Тору можно учить до полудня без каких либо ограничений. Но и после полудня он считает, что есть место для облегчения в этом вопросе.
Переход от Шабата к соблюдению траурных обычаев. Третью трапезу необходимо закончить до захода солнца. В обычной ситуации между заходом солнца и выходом звезд существует период времени, о статусе которого есть ґалахический спор. В Шабат к этому времени добавляется еще некоторое время, которое определяется, как дополнительная святость. В обычные Шабаты в течение всего этого времени запрещено выполнять работы, запрещенные в Шабат. В этот Шабат помимо этих работ, запрещено проявление каких либо траурных обычаев. Поэтому до обычного времени окончания Шабата продолжают носить Шабатнюю одежду и кожаную обувь.
После окончания Шабата необходимо произнести благословление БАРУХ АМАВДИЛЬ БЕЙН КОДЕШ ЛЕХОЛЬ (Благословен разделяющий между святостью и буднями), после этого переодевают одежду и обувь (в случае если в Шабат носили кожаную). Так же перестают сидеть на стульях, в креслах и.т.п. и говорить друг другу шалом.
На исходе Шабата принято задерживать вечернюю молитву на какое-то время, чтобы дать возможность молящимся переодеться дома, и прийти в синагогу в одежде и обуви, соответствующим этому дню. Подробности Вы узнаете в Вашей синагоге.
Что делать с обрядом авдала? Ведь с исходом Шабата начинается пост и, соответственно, нельзя пить вино. Поэтому мы это откладываем до окончания поста в воскресенье вечером. Тем не менее, мы отделяем Шабат от будней как обычно в дополнении к четвертому благословению в молитве Амида. Поэтому рекомендуется, чтобы женщины, даже те, которые обычно не молятся вечернюю молитву, в этот раз её помолились, чтобы отделить Шабат от будней (не говоря уж о том, что молиться вообще хорошо). Если по какой-то причине женщина все же не смогла помолиться, достаточно того, что она произнесет вышеуказанное благословение «Благословен разделяющий между святостью и буднями», после этого она может выполнять любые виды работы.
Совершают благословление на свечу, т.к. оно не связанно с вином, а является нашей благодарностью за сотворение огня для Адама, на исходе первого Шабата. Принято произносить это благословление после окончание вечерней молитвы, перед чтением свитка Эйха. Если по какой-то причине кто- то не успел это сделать сразу после молитвы, то может сделать это в течение всей ночи.
После окончания поста, перед началом еды, а главное питья, совершают обряд «авдала» на вино и произносят два соответствующих благословления: на вино и на разделение между святостью и буднями. Ни на исходе Шабата, ни на исходе поста не произносят благословения на благовония.
Если человеку по медицинским показаниям запрещено поститься, включая пост 9 ава (и принимает об этом решение исключительно врач специалист, а не сам человек, с его субъективными ощущениями), то обряд авдалы делается как обычно на исходе Шабата. По мнению комментария «Каф аХаим»(556-9) предпочтительнее делать авдалу не на вино или сок, а на другие напитки
Если человек все же делает авдалу на вино или сок, и при этом есть возможность дать выпить вино (а лучше сок) маленькому ребенку, то это предпочтительный вариант, но если такой возможности нет, то человек может сам выпить около 40 миллилитров. Нет необходимости проводить обряд авдалы, для маленьких детей, которые естественно едят в этот день.
Поскольку данный материал могут читать люди, находящиеся в разных часовых поясах, то я не указываю времен исхода Шабата и поста, и каждый должен проверить их соответственно с местом своего проживания. Это так же легко проверить с помощью соответствующих программ в интернете.
Дай Бог, чтобы все вышесказанное стало не актуальным и еще до конца недели пришел Машиах. Но если это в силу наших грехов не произойдет, то тогда, чтобы сбылось сказанное, в ВТ трактат Таанит(30, 2), что каждый скорбящий об Иерусалиме, удостоится увидеть его в радости, а также исполнение пророчества Зехарии о том, что все дни общественных постов станут праздниками.
Ашер Рохбергер
Источник: http://shunrasher.livejournal.com/192681.html |