Мама Рахель
«А
сейчас два сына твоих, рожденных
у
тебя в стране Египет, мне они.
Эфраим
и Менаше как Реувен и Шимон
будут
для меня… А я при приходе моем
из
Падана умерла на меня Рахель»
Бе-рейшит
48:5,7
Наше
обычное восприятие «еврейской манеры» Яакова – прерывающего самого себя и
«вдруг» вспоминающего о смерти Рахели – оправдание желания быть похороненным в
пещере Махпела, в то время как мама того, кто должен (клятва!) исполнить его
волю похоронена по дороге.
Но
рав Шимшон Рефаель Ґирш резонно возражает против подобного восприятия: «если бы
речь шла о желании Яакова оправдаться перед Йосефом, то тема пространственных
координат смерти Рахели возникла бы в предыдущем сорок седьмом параграфе, где
Яаков заставил Йосефа поклясться похоронить его в пещере Махпела».
Соседство
с объявлением первородства Йосефа – двойной доли: Эфраим и Менаше, ветви
Израиля – свидетельство совершенно иного смысла пасука номер семь. Назначение
Йосефа первородным сыном - есть дань любви и уважения Яакова к матери Йосефа.
Беспокойство
Яакова связано с будущим местом Рахели в истории народа. По всем параметрам Леа
затмевает свою младшую сестру. И психодвойники Рахели и Леи – Бильґа и Зильпа –
оказываются вместе с Рахелью на втором плане, всед за Йеґудой и его пятью
братьями.
Выделение Йосефа не просто дань уважения и
любви – это признание исключительности заслуг Рахели в деле становления нашего
народа. Именно молчание Рахели – причина рождения детей Леи. Незаметность ее
вклада (всего два сына, похороненность по дороге) заставляют Яакова подарить
Рахели три ветвив Израиле, сделав ее сына первенцем. Потому и соседство
признания Эфраима и Менаше ветвями в Израиле с упоминанием о «маме Рохл».
|