Суббота в квадрате
«Сфат Эмет» объясняет, что все запреты на сорок без
одного виды деятельности в шабат связаны с идеей законченности Творения за
Шесть Дней.
«Шесть
дней будет делаться работа,
А
в седьмой день будет у вас выделенность
Суббота
Суббот для Всевышнего »
Шмот
35:2
Пятикнижие
говорит о шабате много раз. Только в прошлой главе «Ки тиса» - дважды (34:21,
31:13-17). А еще в главе «Бе-шалах», и в следующей за ней «Йитро», а также в
главе «Эмор» в третьей Книге и в главе «Ва-этханан» в книге Дварим. И конечно
же, каждое упоминание о шабате уникально, например, своим контекстом и
соседством. В прошлой главе упоминание о шабате между праздниками Песах и
Шавуот позволяет («Хазкуни») увидеть намек на Шабат Холь ґаМоэд (шабат внутри
праздничной недели). А упоминание о запрете зажигать огонь (35:3) в нашей главе
связано с Шестью Днями Творения.
«Сфат
Эмет» объясняет, что все запреты на сорок без одного виды деятельности в шабат
связаны с идеей законченности Творения за Шесть Дней. Но, поскольку, огонь был
впервые сделан Адамом на исходе первого Шабата, то могло возникнуть сомнение, и
потому «не зажигайте огня во всех жилищах ваших в день субботний».
Однако
наш главный вопрос связан с удивительным термином «шабат шабатон». Он появляется в связи с шабатом и в прошлой
главе, и в главе «Эмор», в то время как в Десяти Речениях в главах «Йитро» и «Ва-этханан»
сказано лишь «и в седьмой день -
шабат».
Ответ,
который дает рав Раппопорт из Меджибожа, связан с глаголом «теасэ – будет
делаться». Сказано в трактате «Брахот» (35:2): «Во время, когда Израиль
исполняет желание Места (Сущего) – их дела делаются иными». Вывод рава
Раппопорта – если евреи, исполняющие Его волю и подчиняющие шесть дней недели
шабату, их дела делаются помимо них, и все дни недели становятся шабатом ради
Всевышнего. Шабат же становится для них Шабат шабатон.
Но
если евреи всю неделю растворены в суете, то шабат для них лишь остров покоя в океане,
бушующем их жизни. И глагол «сопровождающий» это «минимальное» отношение
к шабату «будете делать всякое дело свое». В случае же «шабат
шабатон» сказано «будет делаться» в третьем лице!
|