«Три возможности или голова против ног».
«Пошли себе людей
и обойдут страну»
Бе-мидбар13:1
Три глагола
использует Тора для описания действия разведчиков. Во-первых, это глагол лахпор
– раскапывать, который был зачином всего последующего. Именно его используют
евреи, выражая свое желание: «и приблизились ко мне все вы и сказали –
пошлем людей перед собой и раскопают (исследуют) для нас Страну» (Дварим 1:22).
Такая
постановка вопроса – «раскопают» указывает на желание найти на
поверхности не лежащее, а, по мнению рава Лунчица – желание вернуться в обычный
мир (Мицраим) и не подниматься до стандартов Эрец Исроэль – «страны,
поедающей сидящих» - принуждающей к бескомпромиссному духовному подъему.
Понятно, что
Создатель, а вслед за ним и Моше, используют совершенно иной глагол латур –
путешествовать, подразумевающий знакомство с удивительными преимуществами
(йитарон – преимущество сходно с латур!) Страны Израиля.
Но разведчики
реализуют третью возможность, связанную с глаголом разведывать – лерагель.
Шпионствовать в доме царя означает нивелировать его значимость, опустить дворец
до уровня конторы или лаборатории (в зависимости от вида шпионажа).
Искать во
дворце не Царя царей, а деньги или любой эквивалент – власть, могущество,
независимость, значит, упустить исключительное преимущество Дворца –
благоволение Создателя. Не случайно лерагель – разведывать, корнем своим имеет
регель – ногу, обычность. А рав Лунчиц, используя аналогию Эрец Исроэль – рош –
глава, а Мицраим – узость, ноги, утверждает, что разведчики попытались низвести
нашу Страну до уровня ног – Египта.
Расстановка
трех глаголов латур, лахпор и лерагель по уровням – разум, желание, поступок –
резюмирует вышесказанное и, в который раз, показывает, что начинающееся с
желания человека, ведет только к человеку, а никак не к Вс-вышнему. И мидраш
ставит последнюю точку, утверждая, что не прояви Израиль инициативу, то Творец
приказал бы (Первопричина!) послать разведчиков не «себе» («корысти ради»), а
ради Него («а только волею, пославшей мя жены»!)
|