Вверху и внизу
«А
ты назначь левитов (отвечать)
За
Мишкан, свидетельства
и
все атрибуты его и за все, что в нем»
Бамидбар
1:50 «Бааль
ґаТурим» повергает в изумление, проводя параллель с «назначь над ними
мерзавца» (Тиґилим 109:6) и, вспоминая мудрецов: «Не назначают полицейским
внизу, если не назначили мерзавцем наверху» (Санґедрин 109:6).
Объяснение
дает рав Цви Менахем Таксин, сравнивая судьбы первых царей Израиля – Шауля и
Давида. Говорит РаШИ: «Шауль праведнее Давида» (комментарий к трактату «Моэд
катан» 16:2). Именно его «излишняя» праведность послужила причиной его гибели и
прекращения династии. Давид, родившийся «красным» сумел свою способность
проливать кровь поставить на службу Создателю. А мягкость и доброта Шауля стали
для него духовной западней. Он не смог проявить то, что стало основой царства
Давида: «И вершил Давид суд и справедливость для всего народа своего» (Шмуэль
II 8:16) «Суд над мерзавцами и справедливость для
праведников», как поясняют мудрецы.
В
этом же контексте можно вспомнить и о нерукотворном портрете Моше Рабэйну, при
взгляде на который вскричал заказавший его восточный царек: «Да ведь это же
лицо преступника». Давид был «рыжим с красивыми глазами». Его глаза, как
и в тфилин,
оказались над всем внешним.
Моше,
как и Давид, подчинили себе (своей божественной душе) изначально присущую им
жестокость. Превратили потенциальную жестокость в необходимую лидеру
несгибаемость, неуступчивость.
Ветвь
Леви этим верхним, врожденным качеством обладала изначально, вспомним Шхема –
сына Хамора. И когда Моше призвал: «Все, кто за Всевышнего, ко мне» (Шмот
32:26), то все сыновья Леви поднялись на ступеньку владения врожденной
жестокостью. Именно эту черту ветви Леви и имел в виду «Бааль ґаТурим» в своем
комментарии.
|