Вайишлах
Триллер от Аризаля Развязка сюжета
Мы
начнем с мидраша, утверждающего, что двенадцать ветвей Израиля (включая еще не
родившегося Биньямина) обладали способностью обратить Эйсава к лучшему,
побудить его на полную тшуву. Этот мидраш дает возможность оценить важность
видения Дины Эйсавом. Речь не идет о «красивой еврейской девочке», речь идет о
«замене» не родившемуся седьмому сыну Леи. Да, в отличие от двенадцатой ветви –
Беньямина, которая решала бы «вопрос Эйсава» однозначно – Дина оставляла Эйсаву
выбор – «может, вернула бы его». Но шанс «бескровно» извлечь «ницоцот кдуша –
искры святости» был уж очень велик.
А
«мера за меру» – не дав Эйсаву увидеть, Яаков задействовал безвыборный вариант
насилия и мук «от» Шхема1. Потому Тора подчеркивает: «и увидел ее
Шхем». Находит объяснение и, безусловно, странное выражение «и запер (замкнул)
лицо ее» – как можно запереть лицо?! Занавесить, еще куда ни шло…
Очевидно,
что мидраш намекает на невидимость, для Эйсава, сути Дины. РаШИ отвечает на
вопрос о местоположении Дины. Конечно же, она была вместе со всеми, но
Пятикнижие не упоминает о ней, вследствие ее невидимости! Да-да, без всяких
«шапок-невидимок» наш праотец Яаков, используя безграничные возможности ляшон
койдеш – языка Вс-вышнего, «закрыл» лицо (индивидуальность) Дины – двенадцатого
ребенка, но не ветви Израиля!
И
в результате, вариант исправления Эйсава отпал, но работа должна быть сделана.
И там, где нет выбора (голова Эйсава – «а идише коп»), появляется «клоака»
(чтобы не сказать «ахиллесова пята») Страны Израиля – город Шхем. Город –
источник трех преступлений Израиля: убийства – продажа братьями Йосефа,
прелюбодеяния – изнасилование Дины и чужой работы.
Исправление
(извлечение искр святости) этой «духовно-ахиллесовой пяты» Израиля начинается с
убийства жителей Шхема и завершается десятью жертвами Эйсава – десятью
мудрецами (во главе с раби Акивой, сыном Йосефа!!). Один из этих величайших
людей всех времен и народа – раби Ханина бен Терадийон, казненный медленным
сжиганием подмоченного свитка Торы на груди. Даже своей мучительной смертью
раби Ханина… спасает своего палача-мучителя. Тот, увидев поднимающиеся к небу
буквы из медленно горящего свитка, раздувает пламя и бросается в него,
заручившись обещанием рава Ханины о духовном исправлении.
Форма
казни – летящие ввысь буквы Торы – намекает на излишнее (по оценкам наших
мудрецов) использование слогов (букв) божественного языка. Таким образом,
сказанное Аризалем о слове «широка – р(аби) х(анина) в(бен) т(радийон)» находит
свое объяснение. Земля, требующая извлечения искр святости, данная нам в удел,
весьма требовательна. Как сказал раби Менделе из Коцка: «а землю дал людям,
чтобы превратили ее в небеса!». Перейти на 1 стр Будем благодарны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях:
|