Трума
Сила йецера
«Говори детям Израиля
и возьмут мне»
(Шмот, 25:2)
Автор комментария «Бааль ґа Турим» (раби Яаков, сын рабейну Ашера – РОШ 1263-1346 Германия, Толедо) отмечает мягкость требуемого обращения к евреям – «ляшон пиюс, как «говори к сердцу Йерушалайм» (Йишейяґу, 40:2) так как повеление связано с недостатком в кармане».
Более чем странный комментарий. Какая такая «дыра» в кармане?! Ведь евреев миллионы, и они вовсе не бедняки, так как Вс-вышний исполнил обещанное Авраґаму: «и выйдут [каждый!] с имуществом великим»??!
Объясняет раби Симха-Зисл Зив – дедушка из Кельма: «уже объяснило нам Пятикнижие силу помешательства, причиняемого йецером (деструктивным началом), которое «ослепляет глаза мудрецов» даже когда деньги «подарены» Создателем, тяжело их отдавать».
Весьма часто необъяснимые с точки зрения логики поступки, совершаемые из-за (или ради) денег, имеют одно объяснение – сумасшедшую силу йецера. Необходимость мягкого увещевания связана с необходимостью «щедрости сердца» - Мишкан, как мы учили, строится из еврейских сердец[1]. А практический вывод для всех нас очевиден. Жизнь – это очень мягкое наше воспитание Творцом.
|