Рээй
Сердце цдаки
«Если же будет у тебя нищий…, то не
ожесточи сердца своего и не сожми руки
твоей перед нищим братом твоим»
(Дварим, 15:7)
«Сефер ґахинух» объясняет, что следует давать с радостью в сердце, а РаМБаМ говорит, что дающий с «кислым выражением» лица, не исполнил мицвы, какую бы сумму не дал бы нищему.
Но дальше всех в объяснении необходимости участия сердца, а не только руки, в мицве справедливости – цдаки идет рабейну Йона из Гирунди. В своем комментарии к известному утверждению мудрецов в «Пиркей авот»: «утверждающий «мое – мое, а твое – твое» - это средний, но есть говорящие, что это [утверждение] содомское качество». Рабейну Йона изумляется, как можно полагать говорящего «мое – мое, а твое – твое» средним, ведь он очевидный содомлянин! И объясняет, что речь идет о еврее, дающем цдаку из трепета перед Вс-вышним. Из его слов понятно, что отдающий с кровью сердца – мерзавец, какую сумму он не давал бы. А дающий из-за «йират ґаШем» - так себе, средненький.
Только дающий от всего сердца, соучаствующий в недостатке нуждающегося, считается дающим. Дающий без трепета – мерзавец, а с трепетом – так себе. Отсюда необходимость эмпатии, сопереживания с тем, кому даем. И потому, во-первых, ближним.
|