Перейти на страницу: 1 2
Светлое(?) будущее
Наивность, как характерная черта, нам, давно покинувшим чертоги юности, казалось бы, совсем не свойственна.. Но третий сын поименован мудрецами именно так. Да и его вопрос: «Что это?» обязывает к подобной характеристике. И, тем не менее, будущее (время) дает ответ:
Все мы бесконечно наивны в отношении будущего.
Примерам несть числа. И удивляться нечему. Ведь история каждого человека и всего человечества – это Его замысел. А божественное располагается за границей человеческого. И неожиданность – оборотная сторона нашей инертности. Наша наивность, не до конца растраченность (в смысле жизненных сил) – залог оптимизма. По-другому – вера в Б-га. Но самое интересное скрывается за завесой времени.
Вечность
Рассказывают, что, доходя в чтении Ґагады до четвертого сына, раби Лейви Ицхок из Бердичева тяжело вздыхал и говорил: «Кто этот сын, не умеющий задавать вопросы? Это кто-то вроде меня, Лейви Ицхока, сына Сары-Саши. У меня к Создателю такое количество вопросов, но я вспоминаю о Его Величии, и какие могут быть вопросы?!».
Временная позиция четвертого сына – победа над временем, вечность. И оттого на этой ступеньке находятся те, для кого «эмуна лемаала ми даат – вера выше знания», т.е. праведники.
Еврейский подход
Пока лавры праведников нас, увы, не венчают и мы «у времени в плену» постараемся дать некий практический совет касательно нашей работы во времени.
Как известно, у евреев «все не как у людей». И это позволяет, взяв привычное, человеческое, переиначить его в родное, еврейское. Общеизвестно, что люди опираются на прошлое, а будущего опасаются. И это по-нашему, по-человечески, понятно. Вот только мало помогает в экстраординарных ситуациях. Представьте себе произошедшее со мной пару лет назад.
Дело было в Питере, в мой очередной приезд, перед лекцией. Лежу я себе в гостинице, думаю уже не помню, о чем и вдруг понимаю, что я не понимаю кто я, зачем я, для чего все??? Повис посреди жизни. Весьма гуманистическое, наверняка вам знакомое состояние. Выход – реактивный, надо от чего-то оттолкнуться. Человеческий рецепт – «ведь ты мужчина» (у тебя есть прошлое), опереться об прожитое – не помогает. Вспомните анекдот о Вовочке:
-Вовочка, вставай, в школу опаздываешь!
- Отстань!
- Вовочка, вставай, опоздаешь!
- Отстань. Не хочу!
- Но, Вовочка, ведь ты же директор…
Еврейский рецепт – «наоборот» работает (проверено!) следующим образом. Евреи заняты исправлением и потому беспокоятся о прошлом. А на будущее опираются!
Четыре сына
|
Время
|
Плоскость Бытия
|
Характеристика
|
Умный
|
Прошлое
|
Разум
|
Понимание
|
Нечестивый
|
Настоящее
|
Эмоция
|
Эгоцентризм
|
Наивный
|
Будущее
|
Поступок[1]
|
Страх
|
Не умеющий задавать вопросы
|
Вечность
|
Движение
|
Радость
|
Перейти на страницу: 1 2
|