О паломничестве в Умань для женатых мужчин
В последние годы стали очень популярными паломничества в Умань на могилу Рабби Нахмана из Бреслава. Особенно популярен период осенних праздников. Галаха относится неоднозначно к таким поездкам, так как они вызывают немало вопросов: допустимость отъезда из Эрец-Исраэль для того, чтобы посетить могилу праведника в диаспоре, само по себе посещение могил праведников и молитва там. Отдельно специфически то, что касается посещения Умани, это вопрос отъезда женатых мужчин на праздники, в то время когда семья остается в Израиле.
Прежде всего нужно выяснить статус Рош-аШана- является ли он праздником, на который распространяются законы радости, подобно другим праздникам, как сказано (Дварим 16, 14): «И веселись в праздник твой, ты и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и Лейвит, и пришелец, и сирота, и вдова, которые во вратах твоих».
В трактате ВТ «Псахим» (109,1) написано «Обязан человек радовать своих сыновей и домашних в праздники, в которые происходило паломничество в Храм.» Шульхан Арух в законах о Рош аШана, Орах Хаим, раздел 597, пишет «Едят и пьют и не постятся в Рош аШана». РаМБаМ в законах о праздниках писал: «Семь дней Песаха и 8 дней Сукот с остальными праздниками - запрещено в них поститься и оплакивать умершего и обязан человек быть в радости… и эта радость включает в себя обязанность радовать своих детей и домашних». Из постановления РаМБаМа следует, что и Рош аШана включается в заповедь радоваться в праздник.
Мишна Брура, комментируя Шульхан Арух писал, что, несмотря на то, что Рош-аШана это день суда, на него распространяется заповедь радости в праздник и базировал это на стихе из Теилим (81, 4): «Трубите в шофар в новомесячье, в назначенное время, – для праздничного дня нашего».Есть по крайней мере еще один источник в Танахе, который видит в Рош-аШана праздник (Нехемия, 8,10): «Тогда сказал он им: "Идите, ешьте жирное и пейте сладкое, и пошлите подарки тем, у кого не приготовлено, так как день этот свят перед Господом нашим; и не печальтесь, ибо радость Г-сподня – ваша опора"».Отсюда следует, что статус Рош аШана такой же, как у других праздников, которые человек должен праздновать вместе со своей семьей.
Из всего вышесказанного получается, что женатые мужчины обязаны исполнять заповедь о радости в праздник так же и в Рош аШана и находиться дома с их женами и детьми. Кроме того, отцы обязаны быть со своими детьми во время молитв и помогать им и учить их, а не чтобы дети болтались сами по себе. Холостые мужчины могут молиться там, где чувствуют, что они в состоянии достичь максимального духовного подъема. В случае если муж хочет совершить паломничество в Умань, а жена против, то он обязан следовать её желанию, поскольку на нем возложены заповеди радовать и радоваться в праздник и воспитания детей.
Вот мнение рава Овадии Йосефа по этому вопросу: «Каждый благочестивый и разумный еврей должен знать, что вечер Рош-аШана он посвящает своей семье, когда все вместе едят, пьют и радуются, не оставляют дом и уезжают и не этому учили нас наши учителя, за которыми мы идем». Исключение он делал лишь для потомственных бреслевских хасидов.
Ашер Рохбергер
Несомненно, что тот, кто хотел посетить могилу праведника, но останется дома и посвятит это время изучению Торы, молитве, воспитанию детей и радости праздника вместе со своей семьей - эти заслуги и заслуга мира в доме будут ему защитой
Источник: http://shunrasher.livejournal.com/177891.html |