Когда и как можно считать евреев?
Одной из наиболее заметных черт современного общества является индивидуализм. Если в прошлом самоидентификация человека была связанна, прежде всего, с его семьей, племенем и народом, то сегодня человек, прежде всего "человек сам по себе", а все остальные семейные или национальные признаки - вторичны.
В эти недели в синагогах читают четвертую книгу Пятикнижия "Бамидбар". В русской и западно-европейской традиции она известна больше, как книга Чисел. Связано это с тем, что в ней упоминаются несколько пересчетов еврейского народа, произошедших во время сорокалетнего странствия в пустыне. При этом Творец показывает нам, как важность каждого человека в отдельности, так и его принадлежность к части чего-то большего.
Когда Моше получает первое указание на пересчет евреев, можно было бы ограничиться повелением "Пересчитай сынов Израиля". В то же время мы видим, что в Торе, в которой нет ни одной лишней буквы, не то, что слова, это повеление звучит гораздо длиннее: "Произведите поголовное исчисление всей общины сынов Исраэйля по семействам их, по отчим домам их, по числу имен, всех мужчин поголовно" (Бемидбар 1,2). Из этого стиха мы учим, что Тора видит в каждом из нас, прежде всего часть народа, потом часть семьи (большой или маленькой) а уж потом - индивидуума. Это ни в коем случае не значит, что конкретный человек не важен, наоборот. Мидраш говорит, что если бы во время Синайского откровения отсутствовал хотя бы один человек из еврейского народа, то Тора не была бы дана Творцом.
Но всегда ли можно считать евреев? Могут ли в этом быть какие-то ограничения? Можно ли проводить перепись населения с точки зрения Галахи? Ведь сегодня нет ни одного государства, которое не проводило бы такую перепись раз в несколько лет и она служит для самых разных государственных целей. Попробуем дать ответы на эти вопросы.
Широко известен запрет считать евреев. С одной стороны он не фигурирует в Шульхан Арух, но его приводит Рамбам в "Законах о постоянных и дополнительных жертвах" (4,4) и вслед за ним многие галахические авторитеты, такие как Маген Авраам, При Хадаш, Каф аХаим, и.т.д.
Первый источник запрета пересчета евреев находится в главе "Ки Тиса": " Когда будешь делать поголовное исчисление сынов Исраэйлевых при пересмотре их, то пусть каждый даст выкуп за душу свою Г-споду при исчислении их, и не будет мора среди них при исчислении их". (Шмот 30,12). При этом Творец велит Моше производить подсчет не напрямую, а при помощи половинок шекелей. На основании этого, мудрецы устанавливают, что запрет пересчитывать евреев настолько известен, что его знает каждый ребенок (ВТ Брахот, 63,2).
Несмотря на это, мы знаем из Книги Шмуэля, что царь Давид ошибся и нарушил этот запрет, приведший к сильной эпидемии. (Шмуэль 2; 24,15). У мудрецов Талмуда были разные мнения об источнике запрета - из Торы или постановление мудрецов (ВТ Йома, 22,2). Кроме того, известно, что этот запрет не входит ни в один из списков заповедей.
Известно так же, что царь Шауль перед выходом на войны с Амоном и Амалеком проводил перепись населения призывного возраста (Шмуэль 1; 11,8). Оба пересчета проходили при помощи подсчета предметов и отсюда мы так же учим, что нельзя считать евреев напрямую. Еще одним источником является стих из книги пророка Ошеа (2,1). "А сыны Йисраэйлевы числом будут как песок морской, который не измерить и не исчислить…".
Многие комментаторы пытались понять, в чем же была ошибка царя Давида и благодаря им выработались правила, как и когда можно считать евреев. По мнению РаМБаНа (Шемот 30,12) ошибка Давида заключалась в том, что он считал, что запрет пересчета евреев распространялся только на период кочевания в пустыне и исчез с приходом в Эрец-Исраэль. Поэтому Давид и сделал прямую перепись, что и привело к эпидемии. Соответственно косвенная перепись допустима, и в этом мнение РаМБаНа совпадает с вышеуказанным мнением РаМБаМа.
В своем комментарии на главу "Бемидбар" РаМБаН приводит другой довод, в соответствии с которым ошибка Давида заключалась в том, что не было необходимости в подсчете и в этом он идет, по мнению рабби Элиэзера, в мидраш "Бемидбар Раба" (2,17). Он так же считает, что даже косвенная перепись лишь части народа не допустима без необходимости. Этого же мнения придерживаются и многие другие ранние комментаторы. РаМБаН приводит еще одну причину ошибки Давида, заключающуюся в том, что Давид провел перепись всех мужчин, начиная с 13 лет (Диврей Ямим 1; 21,2), а не с 20, как указанно в Торе.
Из комментариев РаМБаНа можно сделать следующие выводы: всегда можно пересчитывать народ, при условии, что это делается не напрямую, а косвенно, даже косвенный подсчет разрешен лишь когда есть в этом необходимость, косвенный подсчет разрешен лишь при подсчете части народа и никогда нельзя пересчитывать абсолютно весь народ.
Хатам Софер приводит достаточно оригинальное объяснение разрешению косвенного подсчета. По его мнению, он допустим, поскольку есть большая вероятность того, что он не будет точным, т.к. есть много шансов, что при пересчете тех или иных предметов будет совершена ошибка. В то же время Хатам Софер считает, что если возможна точная перепись, она запрещена, даже если будет не прямая, а косвенная. Он так же считает, что косвенную перепись можно проводить только при помощи половинок шекелей. Относительно переписей Шауля, Хатам Софер объясняет, что Шауль не собирался пересчитывать народ, чтобы знать точное число, а лишь определить для каждого его функцию в войске. Многие комментаторы не согласны с подобным подходом и считают, что Хатем Софер устрожает в этом вопросе ( Минхат Ашер,и др.).
А теперь из далекого прошлого вернемся к необходимости переписи населения в наши дни. В соответствии с вышеуказанными мнениями РаМБаНа, нет запрета на проведение переписи населения косвенно, если в этом есть необходимость. Относительно запрета пересчитывать весь еврейский народ, можно заметить, что перепись населения в Израиле или в любом другом месте не может охватить весь народ или даже его большую часть.
Что может являться необходимостью для переписи населения? По мнению раввинов: Йехиеля Яакова Вайнберга, в "Сридей Эш", (часть 2, 48), рава Узиэля в "Мишпатей Узиэль" Хошен Мишпат,( раздел 2), рава Йошуа Ахаронберга, возглавлявшего бейт дин Тель Авива в "Диврей Йошуа" (часть 4, 40), рава Элиэзера Вальденберга "Циц Элиэзер" (4,3), экономические факторы, а так же вопросы безопасности, считаются достаточной необходимостью для проведения переписи. Они так же считали, что подсчет имен является косвенным и поэтому это можно делать даже в Земле Израиля. Рав Кашер в "Тора Шлема" (часть 21, 168) высказывает мнение, что механический подсчет, производимый без участия человека, не является запрещенным.
Первая перепись населения в Израиле происходила в 1961 году. Главный Раббанут Израиля постановил, что подобная перепись разрешена с точки зрения галахи. Это постановление базировалось на экспертном заключении рава Шауля Исраэли, опубликованного позже в сборнике "Амуд аЯмини"(раздел 13). Перед переписью 1983 года были проведены несколько технических изменений, сделавших её еще более приемлемой с точки зрения галахи: в список входили только имена членов семьи без их количества, анкеты не были пронумерованы, а счетчики не подсчитывали общее количество людей. Подведение итогов проходило автоматически и таким образом люди вообще не участвовали в подсчете.
Последняя перепись населения происходила в 2008 году. Несмотря на то, что все выше приведенные вопросы обсуждались уже не раз, они возникли вновь. Один и тот же вопрос был задан двум уважаемым раввинам-братьям, Яакову и Аврааму Йосефу, сыновьям рава Овадии Йосефа. Братья не пришли к единому мнению: рав Яаков Йосеф рекомендовал не участвовать в переписи, а рав Авраам Йосеф утверждал, что это изначально разрешено.
Дай Бог, чтобы поскорее осуществилось обещание данное Творцом нашему праотцу Аврааму (Брейшит 15,5): "И вывел Он его наружу, и сказал: посмотри-ка на небо и сосчитай звезды; ты сумеешь счесть их? И сказал Он ему: таково будет потомство твое".
Ашер Рохбергер
Данный материал будет опубликован, с Божьей помощью, в газете "Эль Карми" 20.06.14
Источник: http://shunrasher.livejournal.com/171189.html |