18 ава – двойная трагедия еврейского поселения в Газе
В нынешнем году 18 ава 5774 года выпадает на четверг 14 августа 2014. 9 лет тому назад в эти дни по еврейскому календарю произошло одно из наиболее трагических событий в современной истории- поселенцы Гуш-Катифа были изгнаны из Сектора Газы, а их дома разрушены. Последним разрушенным поселением было поселение Нецарим. Это то самое поселение, про которое в 2003 году во время предвыборной компании, тогдашний премьер министр Ариэль Шарон сказал, что его судьба такая же, как судьба Тель-Авива (на месте жителей Тель-Авива я бы перестал спать спокойно еще задолго до нынешних ракетных обстрелов). Это поселение было наиболее близким к городу Газа. 17 ава его жители последний раз вышли из своих домов по направлению к Иерусалиму, держа большой семисвечник Менору, которая была установлена на крыше синагоги поселения. Этим они хотели показать, что происходит разрушение и изгнание подобно тому, которое было в месяце ав во времена императора Тита, но при этом они идут не в Рим, а в Иерусалим. Семья Визнер из Нецарим была последней еврейской семьей Гуш Катифа в нашем поколении. В день изгнания родители и их 11 детей оставались дома и их обнаружили солдаты, когда уже было слишком поздно, после того, что все уехали. Их просто забыли эвакуировать. Солдаты, во главе с тогдашним командиром региональной бригады пожалели их: «Я готов дать вам подарок, еще одну ночь в Нецарим», сказал им командир региональной бригады, полковник Ави Леви. На следующее утро семья Визнер покинула поселение Нецарим и таким образом стала последней еврейской семьей поселений Гуш-Катифа в нашем поколении. Это произошло 18 ава ровно через 76 лет после того, что последние евреи были изгнаны из города Газа во главе с семьей Элькаям. За свою историю город Газа пережил много. Первое еврейское присутствие в Газе началось около 3300 лет назад, во время раздела Земли Израиля между коленами, как это описывается в первом разделе книги Судей. На определенном этапе Газа была захвачена филистимлянами, которые владели ею до прихода хасмонеев. В 145 году до новой эры. Йонатан Хасмоней захватил Газу а его брат Шимон поселил в ней евреев. Несмотря на то, что периодически евреи из города изгонялись, они всегда туда возвращались. В период Мишны и Талмуда в городе была сильная еврейская община и как минимум три синагоги. В 1487 году Газу посетил известный комментатор Мишны, рабби Овадия Бартанура и нашел там 70 семей, синагогу и … ашкеназского рава прибывшего туда из Праги. После изгнания евреев из Испании, община увеличивается до 160 семей и 5 холостяков. Во время нашествия Наполеона за город проходили тяжелые бои. Позже, правитель Египта Ибрагим Паша, разобрал синагогу и использовал её камни, для строительства крепости в Ашкелоне. Общине удалось сохранить лишь двери синагоги, которые были переданы в синагогу «Авраам Авину» в Хевроне и были там до погрома в 1929 году. В 1886 году (5656) новый репатриант из Марокко, Хахам Нисим Элькаям, поселившийся в Яффо, организовал группу евреев, возобновившую еврейское поселение Газы Они расширили и усилили маленькую общину, существовавшую в городе с 1870 года, основанную торговцем арбузами и ячменем, Моше Элькаямом, из Яффо. 100 лет тому назад, во время Первой Мировой Войны они были изгнаны оттуда турками, а после её окончания. В 1919 году, община вновь вернулась в Газу еще на 10 лет. По мнению историка Арье Ицхаки, специалиста по еврейской истории Газы, центральная мечеть города в прошлом была синагогой. Доказательством этого является надпись на иврите, на центральной колонне мечети на высоте 8 метров от земли «Ханания Бар Яаков» а так же изображение меноры - семисвечника, и возле нее шофар, этрог и кувшин с маслом. Еще одна синагога превратилась в действующую католическую церковь. На её дворе были найдены обломки колонн. На одной из которых написано на иврите «Ангел спасающий меня от любого зла, удостоит меня подняться в Иерусалим». Изгнание евреев Газы, предшествующее размежеванию 2005 года произошло 85 лет тому назад в месяце ав 5689 года (август 1929 года). Этот период известен в истории еврейского поселенческого движения на Земле Израиля, как поворотная точка в отношениях между евреями и арабами. Во время погромов 1929 года было убито 133 еврея и 339 ранено. Были оставлены и разрушены многие поселения и общины, самая известная - община Хеврона. Евреи Газы были изгнаны из своих домов, но в отличие от других мест, никто из них не пострадал. Вооруженная арабская толпа хотел сделать то, что делали их соплеменники в других местах, но их защитили представители одно из наиболее известных и уважаемых кланов в городе, во главе с Хадж Саид А-Шаава с сыновьями. Кроме того, евреям помогло вмешательство двух еврейских жен британских офицеров- майоров Пертриз и Старски, служивших в полиции Газы. Евреев вывезли поездом до Лода, а оттуда в Тель-Авив. На этом закончилось существование еврейской общины Газы. Через 2.5 недели после изгнания евреев из Газы они вернулись в город сопровождаемые британской охраной для того, чтобы забрать оставшееся имущество, которое большей частью было не тронутое. Полностью сгорела лишь еврейская гостиница и большой продуктовый магазин, принадлежавший сыну Нисима Элькаяма. Прошли годы и история еврейской общины Газы стерлась из нашей национальной памяти и почти не фигурирует в историографии. Все ограничивается коротким упоминанием о том, что община прекратила свое существование в 1929 году. В отчете британской комиссии по расследованию погромов 1929 года ( комиссия Шау) события в Газе вообще не упомянуты и ни один из бывших еврейских жителей Газы не был приглашен дать свидетельские показания перед комиссией. Евреи Газы не забыли помощь, оказанную им кланом А-Шаава. В письме, которое было послано от их имени, их доверенным лицом в Сионистскую Организацию 15.09.29 есть и такие строки: « В соответствии с информацией, сообщенной мне беженцами (первые беженцы из Газы появились в 1929 а не в 1948 году), им помогал один из уважаемых жителей Газы Хадж Саид А-Шаава, и в случае если будут делаться какие то мероприятия, чтобы отметить арабов, помогавших евреям во время опасности, так же этот араб должен быть упомянут». В 1932 году была еще одна попытка восстановления еврейского поселения Газы. Попытку эту предпринял житель Реховота по фамилии Предсен. Он приобрел 400 дунамов земли возле Дейр-Эль-Балах и посадил плантацию фиников. На этом месте позже было создано поселение Кфар-Даром. Во время Войны за Независимость жители Кфар-Дарома проявили чудеса мужества и героизма, когда несколько десятков его жителей сдерживали 222 дня египетскую армию, пока не получили приказ в июле 48 года оставить кибуц. Будем надеяться, что с помощью Творца возобновится еврейское присутствие в Газе и уже навсегда.
Ашер Рохбергер
Источник: http://shunrasher.livejournal.com/174673.html |