ШАВУОТ И БЛАГОСЛОВЕНИЯ ТОРЫ
Учат наши мудрецы в
трактате Сангедрин, что человек рожден для труда. И уточняют, что это труд над Торой.
После греха Адама человечество обречено также на тяжкий труд ради пропитания.
Однако в трактате Авот мы учим, что с принимающего на себя бремя Торы снимают
ярмо «дерех эрец» (житейских трудностей, в особенности – заботы
о пропитании). На того же, кто снимает с себя бремя Торы, накладывают ярмо
«дерех эрец». Это простое правило – человек должен трудиться, так как он рожден
для труда. При этом он сам выбирает, как и для чего он трудится. Однако легкой
жизни, жизни без труда, человеку обычно не дано, а если и бывают редкие
исключения, то это может на самом деле быть великим проклятием – всю награду,
которая полагается человеку в будущем мире, он получает здесь.
После окончания
изучения Торы мы благодарим Всевышнего за то, что Он удостоил нас быть среди изучающих
Тору: «...Мы трудимся, и они трудятся, но мы трудимся и получаем награду
(награду за изучение Торы, которая равна награде за исполнение всех заповедей
вместе взятых), а они трудятся и не получают (такой) награды».
В недельной главе
Бехукотай Тора приводит всевозможные благословения и проклятия, которые могут постичь
еврейский народ. Мы могли бы ожидать, что Тора, обращаясь к людям, живущим
духовной жизнью, будет обещать им духовные ценности в награду за исполнение
заповедей, долю в будущем мире и т.д. Однако мы видим лишь «материальные»
благословения! С учетом того, что мы сказали выше, это становится понятно:
поскольку мы исполняем заповеди Творца и принимаем на себя бремя Торы,
Всевышний снимает с нас ярмо «дерех эрец». То есть это не столько награда за
заповеди (сказано, что весь этот мир со всеми его удовольствиями не может
вместить награду даже за одну самую маленькую заповедь), сколько следствие
нашего соблюдения. Сказано также, что исполнение заповеди влечет за собой
исполнение другой заповеди, а нарушение ведет за собой еще одно нарушение.
Получается, что посредством исполнения воли Творца мы получаем от Него
благословение (снятие ярма «дерех эрец»), которое позволяет нам исполнять и
другие заповеди, тем самым удостаиваясь большей награды в будущем мире. Это и
есть та самая духовная награда, которую мы ожидали увидеть в Торе. В то же
время, если мы уходим от Творца, нарушая Его Тору, нас ждет закономерное
проклятие – ярмо «дерех эрец», которое кроме того, что является самостоятельной
проблемой, еще и существенно усложняет
нам наше дальнейшее исполнение заповедей. Это и есть настоящее проклятие.
Как же нам удостоиться
благословений? Раши на первый стих в главе Бехукотай сообщает нам, что они
достигаются, прежде всего, тяжелой работой над Торой, которая влечет за собой
ее исполнение и, как следствие, благословения. Чуть позже Раши раскрывает нам,
что проклятия (не про нас будет сказано) приходят за то, что человек перестает
тяжело трудиться над Торой.
Теперь становится
понятно, почему мудрецы постановили, что недельную главу Бехукотай необходимо читать
в канун праздника Шавуот, дня дарования Торы. Сказано, что каждый год человек
заново удостаивается Торы и именно для этого нам даны 49 дней между Песахом и
Шавуотом – чтобы подготовить себя духовно для того, чтобы удостоиться получить
Тору. Это в какой-то мере подобно Рош-а-шана и Йом Кипуру, перед которыми у нас
есть 30 и 10 дней духовного очищения соответственно перед вынесением вердикта
Небесного Суда о нашей жизни в будущем году. В Шавуот постанавливается, сколько
Торы человек удостоится выучить в будущем году, а это, как мы видели, является
первопричиной нашего благосостояния.
Тора – это свет жизни.
Она несет радость и освящает жизнь. Любой, кто зайдет в бейт-мидраш, увидит подлинную
радость на лицах людей. Семьи, в которых по-настоящему заняты изучением Торы,
выглядят совершенно по-иному. Но при этом очень важно помнить, что занятие
Торой – это не хобби, не приятное времяпровождение, а тяжелый труд. Даже если
человеку сейчас тяжело, ему не хочется учиться, ему трудно понять споры
мудрецов прежних поколений, и учеба в этот момент не приносит ему никакого
удовольствия – он обязан учиться. Еще раз прочитать, еще раз спросить раввина,
не стесняясь показаться не самым гениальными, встать на ноги, выпить кофе или
умыть лицо холодной водой, когда клонит в сон, и продолжать сидеть за Книгой!
Это – тот самый труд, ради которого мы пришли в этот мир. Тот самый труд, за
который мы удостаиваемся самых больших благословений, в том числе материальных.
Это также касается и
тех, кто материально поддерживает изучающих Тору. Если человек действительно
«трудится» над этим, то есть буквально «отрывает от сердца», то он также
удостаивается благословений Творца.
Сейчас идет много
разговоров о том, что для укрепления обороноспособности Израиля необходимо призвать
учеников ешив в армию. Мы на страницах нашего журнала не раз поднимали эту
тему, и потому упомянем ее здесь лишь кратко. В свете вышесказанного нет
большей глупости, чем отрывать людей от Торы, преследуя тем самым цель
укрепления страны. Ешива – именно то место, где занимаются Торой. Именно из
ешив (через людей, непрерывно изучающих в них Тору) на наш народ приходит свет
Торы и все те благословения, о которых мы говорили.
Одно из благословений,
перечисленных в Торе, звучит как «и меч не пройдет через твою страну». Объясняют
наши мудрецы – даже армия союзного государства не будет проходить через твою
землю ради того, чтобы воевать с третьей стороной. Что же нам предлагают?
Забросить изучение Торы, от которой зависят все эти благословения, и встать в
строй? Это же как срубить сук, на котором сидишь! Могут возразить на это, что
небольшое количество самых талантливых останется учиться, и этого будет
достаточно. Но Тора имеет об этом другое мнение. Одно из благословений главы
Бехукотай: «Пятеро из вас прогонят сотню, а сто – десять тысяч». Согласитесь,
соблюдая пропорцию, нужно было сказать «...а сто – две тысячи». Объясняет Раши,
что нельзя сравнивать по своему воздействию даже небольшое количество изучающих
Тору с большим количеством воинов. Речь здесь идет именно об обороноспособности
страны. Это слова Торы!
Выводы из этой
недельной главы мы должны взять с собой в Шавуот, чтобы действительно понять важность
изучения Торы и принять на себя ее ярмо. Благодаря этому, мы, с Б-жьей помощью,
удостоимся получения Торы как некогда на горе Синай и вместе с этим удостоимся
всех связанных с ней благословений!
Подготовил рав П. Швальб по материалам
уроков рава И. Полищука
Опубликовано
в журнале «Беерот Ицхак», номер 17 |