Пасхальная ночь в Бней Браке
Вот уже четыре десятилетия я в Лель ґаСедер читаю Пасхальное сказание. И всякий раз наталкиваюсь на интеллектуальное препятствие. Не то, чтобы все остальное понятно, но хоть отчасти. История же мудрецов и раби Акивы вызывает одно и то же ощущение: о чем они?! Сами посудите:
«Вот что случилось однажды с рабби Элазаром и рабби Йеошуа и рабби Элазаром бен Азарья, и рабби Акивой и рабби Тарфоном. Восседая (на Седере) в Бней-Браке, они рассказывали об Исходе из Египта всю ночь, пока не пришли их ученики и не сказали им: учителя наши, настало время утренней молитвы «Шма».
Рабби Элазар бен Азарья, заметил: мне уже почти семьдесят лет, но я не сподобился объяснить смысл того, что об Исходе из Египта рассказывают по ночам, пока Бен-Зома не растолковал этого. Ведь сказано: «дабы помнил ты день Исхода твоего из земли египетской во все дни жизни твоей». «Дни жизни твоей» — это только дни, «все дни жизни твоей» — также и ночи».
«Дни», «ночи», за одну ночь поседевшая борода «как семидесятилетнего» семнадцатилетнего главы Санґедрина – раби Эльэзера, сына Азарии – где здесь о «вечной свободе» Исхода?? Рав Штайнмец предлагает вспомнить об исторической канве описываемых событий. Ведь Учитель (Тана) составлявший Пасхальную Ґагаду не счел нужным включить в нее, например, историю проведения Лель ґаСедера в Лоде во главе с рабаном Гамлиэлем (Тосефта, «Псахим», 10-12). Отчего?
Малоизвестный исторический факт. Когда в 68г. христианской эры римляне сжигают 9 ава Храм, пасхальный корбан продолжает приближаться на неразрушенном жертвеннике! Его разрушит в 135 году император Адриан Элиа, приказавший после утопления в крови восстания Бар Кохбы, вспахать Йерушалайм как поле. Рабан Гамлиэль, по всей видимости, опирался на приближение песаха, а задача Пасхальной Ґагады дать в руки Израиля возможность следующие две тысячи лет проводить Пасхальную ночь.
И потому история о Лель ґаСедере у раби Акивы в Бней Браке составляет фундамент Ґагады. Ведь раби Акива – это «смех Галута». Вспомним рассказанное в Трактате «Макот» (24:2):
«…поднимались в Йерушалайм. Так как пришли на Ґар ґаЦофим (гору наблюдателей, самая высокая точка в Иерусалиме), разорвали свои одежды, а когда пришли на Храмовую гору, увидели лису, выходящую из Кодеш ґаКодашим. Начали они плакать, а раби Акива смеяться. Сказали ему: «место, о котором написано (Бе-мидбар, 1:51) «чужой, приблизившийся, будет умерщвлён», а сейчас лисицы ходят в нем?! Сказал им: «Вот поэтому я смеюсь, как написано (Йешайяґу, 8:2): «И [возьму] мне свидетелей верных – Ория коґена и Захарью, сына Йевархияґу» – и какая связь между Ория и Зхарья? Ория в Первом Храме, а Зхарья во Втором Храме. Получается, поставил в зависимость пророчество Ория, от написанного (Миха, 3:12): «поэтому из-за вас Сион, как поле запашут…», а у Зхарии написано (8:4): «еще будут старцы и старухи сидеть на улицах Йерушалайма». Пока не исполнилось пророчество Ория, опасался [раби Акива] что не исполниться пророчество Зхарии), а сейчас, когда исполнилось пророчество Ория, знаю, что пророчество Зхарии исполняется. Так сказали [мудрецы] ему: утешил ты нас, Акива, утешил ты нас, Акива».
Оставив для темы «Запад цивилизации» идею символа хитрости – лисицы (хитрость Творца – идея Галута), «закрепим» за раби Акивой роль «смеющегося в Галуте». Ведь Галут – это, с одной стороны, сокрытие (и, как следствие, мучения), а с другой стороны (одновременно), путь к Геуле. Плач мудрецов и смех раби Акивы.
Это «распределение ролей» делает мудрецов гостями раби Акивы в Лель ґаСедер в Бней Браке. Ведь именно подход раби Акивы к грядущим тысячелетиям без «пасхального агнца» во мгле Галута позволяет не утратить праздничность этой ночи и ощущение Свободы от Мицраим. И, конечно, главный аспект: «рассказ об Исходе» – ночью – в Галуте! Оказывается, ночь – это тоже Геула (в будущем). А поседевшая за ночь борода раби Элиэзера бен Азарии (десятое поколение от его далекого предка пророка (коґена) Эзры, богатейший еврей своего поколения, в четырнадцатилетнем возрасте приближавший тысячи голов скота в Иерусалимском Храме в качестве второго маасера, переживший трагедию Разрушения), это не только намек на то, что Галут увеличит Геулу (сделав нас мудрее – невосприимчивыми к современным змеям и эрев рав), но и предложение смотреть не на кувшин (внешнее), а на его наполнение! |