Вложенное противоречие
Мидраш «Танхума» (параграф 22) удивительно толкует предложение Пятикнижия, определяющее законы праздника Сукот: «И возьмете себе в первый день…» (Ва-йикра, 23:40) – «первый в смысле счета нарушений – авонот [в новом году]»?! Обычное объяснение: после очищения Йом Кипура евреи четыре дня предельно заняты исполнением мицвот (сука, четыре вида), что у них попросту нет времени для нарушений; и потому первый день праздника Сукот…??!
Не буду озвучивать недоумение в форме вопросов, а сразу перейду к удивительному объяснению Савраньского ребе. Он исходит из того, что все искажения (авонот) причиной имеют завышенную самооценку, самомнение, попросту – эгоцентризм! И именно в этой плоскости мы (абсолютно неожиданно) обнаруживаем «праздник нашей радости». Ведь шалаши напоминают облака Славы Вс-сильного, которые обнимали Израиль при Исходе. Вот только были исключения – евреи вследствие нарушений не способные приблизиться к Творцу!
А значит, заключает рав Ґагер, находящиеся в облаках Славы ощущали заслуженную близость к Создателю – гордость за свою незапятнанность. Получается, в праздник Сукот заложено изначальное противоречие – близость означает чистоту, незапятнанность эгоцентризмом.
Известно, что первые (настоящие) хасиды подолгу стояли у входа в суку и не могли решиться войти, полагая себя недостойными «объятий» Создателя. Современные ограничения (у ХаБаДа, например), связанные с Сукой, проистекают именно из высокости Шалашей. Ведь ощущение незаслуженности подаренной нам радости создает необходимую легкость – мобильность, столь свойственную празднику нашей радости!
М.М.Гитик |