Величие скорбящих
Вавилонский Талмуд (Трактат «Бава Кама», 59:2) рассказывает историю, произошедшую с Элиэзером, заслужившим прозвище Маленький. На рынке в Наґардее он был замечен людьми Рош Галута в туфлях черного цвета, которые обували только скорбящие. Желая, по всей вероятности, выразить ему соболезнование, его спросили о причине его скорби. Его ответ: «Я скорблю о Йерушалайме», вызвал следующий риторический вопрос: «Ты полагаешь себя столь важным, чтобы скорбеть о Йерушалайме?». Сочли его гордецом и посадили в тюрьму. В тюрьме Элиэзер (не просто так прозванный маленьким) в открытую заявил: «Я великий человек», что и было доказано им с помощью очень глубокого толкования Закона. После чего он был отпущен. Конец сюжета.
Мы зададим всего один вопрос: что мудрецы хотят нам рассказать этим сюжетом? Очевидно, вовсе не тривиальное, что для того, чтобы освободиться из заключения, забывают о скромности?! Да не дай бог! Тогда что? Объясняет Савраньский ребе (со ссылкой на Маґараша), что заявление Элиэзера Маленького о своем величии вовсе не противоречит его малости в своих глазах.
Как это? Всякий скорбящий о Йерушалайме велик в силу своей скорби. Ведь мы «сыны Сиона – бе Цион» и проявляется наше «происхождение», когда мы скорбим о Сионе. Именно скорбь раскрывает наше «царское» происхождение, делая нас великими. В этом урок раби Элиэзера Маленького – его обувь позволила ему заявить о своем величии.
Скорбя о разрушенности Йерушалайма (Храма), мы заявляем о своем происхождении от города, соединяющего Высшее с низким. |