Воскресенье, 29.05.2022, 12:48
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

Помощь
МЕНЮ САЙТА
МИНИ-ЧАТ
500
 Каталог статей
Главная » Статьи » Национальный Алеф-Бет

М.М.Гитик "Величие и святость"

Величие и святость

 

Как известно, в шабат, десятого нисана, Израиль, исполнил повеление Создателя: «оттяните и возьмите вам мелкий скот для семейств ваших и зарежьте пэсах» (Шмот, 12:21). Если учесть, что баран был символом египетской цивилизации, ее силой (мазаль), то понятно отчего наша традиция оценивает это событие как Начало (Изначальность) Израиля. А день, когда евреи смогли вопреки своему (египетскому) жизненному опыту «оттянуть» свои руки от «силы Египта» и трансформировать ее в жалко блеющую овцу, обозначили как великий: «Шабат Гадоль».

Вот только спрашивает Савраньский ребе, как мог Израиль, спустя четыре дня, оказаться в ситуации, где промедление (с Геулой) смерти (духовной) подобно?! Ведь поспешность Исхода объясняется неминуемым падением на минус пятидесятый, окончательный, уровень духовной аннигиляции! Как может «оттягивание рук» от «силы» Мицраим и зарезание «пасхального агнца» совмещаться с нахождением на сорок девятой ступени Тумיа?!

Свой ответ рав Ґагер строит на многоплановости внутреннего содержания Шабат Гадоль. Маґараль, например, трактует энергетику этого Шабата, как энергию завершения этого мира. Как сказано в последних словах Танаха: «Вот я посылаю вам пророка Элияґу при наступлении дня великого и ужасающего» (Мальахи, 3:23). А поскольку последняя Геула будет как первая, в нисане, то ее энергия, как и положено, говорит Маґараль из Праги, заложена в Шабат перед Лель ґа Седер. И потому последний Шабат перед Песахом именуется Гадоль.

Теперь уже менее странным прозвучит мнение Савраньского ребе о достижении после 9 удара всем Египтом, включая Израиль, уровня осознания Величия Творца. Именно пониманием фараоном и его подданными гдулат ґаШем объясняют более чем странную реакцию Мицраим на издевательство над святыней Египта (рогатой скотиной) – отсутствие реакции, безропотную передачу Израилю символов силы Мицраим. Согласитесь, Великий Создатель в своем праве, когда отменяет мазаль Мицраим – (по совместительству знак Зодиака месяца нисан) – Тельца. Ведь Он – Велик(!), а значит … до мелочей (деталей) не нисходит!

Вот вам дополнительное объяснение, отчего только спуск Вс-вышнего в полночь пятнадцатого нисана (Сам, а не ангел, Сам, а не посредник!) вызволяет Израиль из теснин египетского мировоззрения. Раскрывается дополняющая величие компонента Вс-вышнего – святость-кдуша. Как мы знаем из объяснения рава Франка[1], из ряда вон выходящесть Творца означает … Его принадлежность к ряду божественных существ!! Абсолютность Вс-вышнего означает Его «заинтересованность» мыслями, побуждениями и действиями своих детей[2]! Такой взгляд позволяет заново оценить противостояние иудаизму не атеистического мировоззрения, а веры Бильама/Балака. Их фараоновской/египетской веры в Первопричину.

Египетское мировоззрение бесподобно обосновано у философа в начале книги «Кузари» раби Йеґуды ґаЛеви. Тяжело (нежеланно!) противостоять следующему силлогизму сего, весьма здравомыслящего героя: «длина причинно-следственной цепочки от Первопричины до нас с вами столь невообразимо велика, что будет излишним самомнением предполагать его интерес к нам с вами. И если человек не совершает крайностей (ну, не убивает, не насилует, не разбойничает), то его жизнь, по большому счету, не интересна Первопричине!». А следовательно, что вы едите и, тем более, думаете, значения не имеет[3].

И потому неизмеримо важно повеление: «будьте кдошим, потому что кадош Я, Вс-вышний, Вс-сильный ваш» (Ва-йикра, 19:2). А невообразимость количества звеньев причинно-следственной цепи от Него до нас … не принципиальна, коль скоро ей предстоит замкнуться в круг Жизни. И последние соединятся с Первым, «и будет в тот день Вс-вышний Один и имя Его [Исраэль] – Один!» (Зхария, 14:9).

В заключение отметим, что взаимодополняемость понятий «величия» (гдула) и «святости» (кдуша) приводит к ожидаемому тождеству людей, исполненных истинного величия и истинной святости. Простота первых, как и выделенность (необычность) вторых, связана с отрицанием иерархии и теми, и другими. Отношение к малому и незаметному с неизменной добротой связано с ощущением собственной малости (в своих глазах!) и теми, и другими. Необыкновенная скромность – вот что делает их неотличимыми.

М.М.Гитик

 

[1] Смотри комментарий к главе «Кдошим» из книги «Путешествие по недельным главам».

[2] Недавно воспитательница нашего полуторогодовалого внука прислала фотографию художественно разложенных на кусочке хлеба ломтиков перчика, огурчика и помидорчика. Ну. Кому интересно достижение нашего Йонатана?! Ответ: маме, папе и прочим дедушкам и бабушкам, конечно же.

[3] Я коротко пересказал мнение философа из «Кузари».

Категория: Национальный Алеф-Бет | Добавил: Yael (15.04.2022)
Просмотров: 67 | Теги: Шабат, Песах, М.М.Гитик, Гадоль, израиль, Шмот, Танах | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2022
Мысли вслух
Духовность - это действия в этом мире, чья причина и цель за этим миром Комментарий
JEWNIVERSITY
Программа дистанционного обучения приглашает всех, интересующихся смыслом своей (и не только) жизни, к партнерству, в поиске сокровищ еврейской цивилизации. Далее
Хотите учиться?
INSTAGRAM
Подписывайтесь на меня в Instagram! Имя пользователя: mmgitik
Новости
Литературные иллюстрации идей Торы [41]
Кухня от кутюр до прет-а-порте [14]
Рубрику Ведет Менахем-Михаэль Гитик
Национальный Алеф-Бет [240]
Политика [10]
Уроки Истории [22]
Горячая точка [11]
Только Для Одесситов [25]
Жизнь Общинная [31]
Еврейство [18]
Иудаизм. От теории к практике [157]
Наука о Смысле Жизни [1]
Рассылка
Чтобы получать рассылку на e-mail, пишите на secretary@jewniversity.org
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Облако тегов
еврейский календарь Песах Шавуот храм Смысл жизни поиск истины Ханука иудаизм радость Иврит Пятикнижие Иерусалим 9 ава сукот Йом Кипур кабала Тора мицвот недельная глава галут Моше израиль Пурим Шабат рига кишинев ашдод Америка душа Иерусалимский зоопарк евреи человек молитва М.М.Гитик любовь Машиах Шабатон С.-Петербург сука Ноах еврейский Свобода урок жизнь добро и зло Гилель харьков москва Лод недельные главы