Феномен праздника Песах – это феномен еврейского народа в истории. Ведь праздник Песах – это официальное рождение нашегго народа. И уже самое начало этого праздника многое проясняет в «еврейских генах». Пасхальная ночь начинается с… вопросов о смысле этой ночи. Такая детская непосредственность – характерная черта евреев, для которых вопрос много значимее ответа: – Рабинович, отчего Вы всегда отвечаете вопросом на вопрос? – А почему нет? Но «вопросность» Песаха при всей своей «инфантильности» как раз и позволяет найти ответ на следующий достаточно «взрослый» вопрос: «Отчего в нашем скороменяющемся мире вот уже несколько десятилетий с заметным постоянством повторяется следующее небольшое чудо?» – Среди нобелевских лауреатов по науке тридцать и более процентов составляют люди, на вопрос о национальности отвечающие – «Да!»
Собственно, следующий комментарий «о вопросности» проливает свет и на удивительную претензию Торы на абсолютность. Эта претензия выражается проще всего следующим образом. Если на языке Пятикнижия два слова имеют общий корень, они, в обязательном порядке, имеют и общий смысл.
На иврите «избранность еврейского народа» – сгула*, – имеет дополнительный смысл – «фиолетовый». Чтобы обнаружить вовсе неочевидную связь между этими двумя понятиями, вспомним следующий факт. В 1842 году австриец по фамилии Допплер обратил внимание на удивительный феномен. Поезда, развивавшие абсолютно немыслимые по тем временам скорости до 70 километров в час, издавали гудки, которые воспринимались совершенно по-разному, в зависимости от того, приближался поезд к станции или удалялся от неё. Сегодня этот эффект Допплера (или красное смещение) вошел в школьные учебники физики, и его объяснение – увеличение длины волны в случае отдаления объекта и, соответственно, сдвиг всех цветов в сторону красного (точнее – инфракрасного) позволяет нам оценить сказанное Торой о еврейской избранности. В случае если предмет приближается с большой скоростью, его спектр излучения сдвинется в сторону… фиолетового (точнее – ультрафиолетового)!
И если мы обозначим феномен евреев как нацеленность на поиски Истины, а самих евреев определим как профессиональных задавателей вопросов (Пасхальная ночь наших генов!), то получится тривиальное разрешение казуса с еврейскими лауреатами Нобелевской премии по науке.
Евреи (открываю интимную тайну) ничуть не умнее других людей; просто там, где нормальный учёный, получив результат, останавливается, дабы почить на лаврах, еврей продолжает задавать вопросы… и получает Нобелевскую премию!
Итак, избранность евреев, заданная самим рождением нашего народа – праздником Песах, нашла своё объяснение. Мы же воспользуемся концепцией «Песах – день рождения», и получим объяснение нескольким характеристикам этого праздника.
Во-первых, становится понятной «сверхохраняемость» нашего народа Всевышним в Пасхальную ночь, так и называемую – Лель Шимурим (буквально, Охраняемая Ночь). Абсолютная беззащитность новорожденного диктует удивительную родительскую заботу о нем.
Но что значительно важнее, появляется возможность раскрыть тайну названия праздника. Песах – буквально: пропуск: «Который пропустил дома сыновей Израиля» (Шмот, 12:27). Из всех очевидных претендентов на обозначение этого знаменательного дня – праздник Исхода, Освобождения, Весны, Мацы
– Всевышний выбирает самое незначимое?! Но более того – это название праздника весьма обидно для евреев. Всякий раз, упоминая это имя, мы подчёркиваем, что Всевышний нас не спас, избавил, вытащил, а лишь «не задел», убивая египетских первенцев.
Аналог данной ситуации – группа освобождённых заложников, которая благодарит бойцов спецназа не за спасение из рук террористов, а лишь за то, что те, разя террористов, их, заложников – не задели. Напрашивающийся вывод – перед спецназом не ставилась задача спасения заложников, а лишь… уничтожение террористов. А значит, заложники никаких «заслуг перед партией и правительством» не имеют?!
Собственно, вывод, к которому мы пришли, был уже нами сделан «сверху» (в части первой, в завершении главы «Что подарил Всевышний на горе Синай»): «Не имеющее причины не может быть отменено». Но на этот раз речь не идет о рассуждениях. Идею «новорожденности» нашего народа и, следовательно, абсолютного отсутствия каких-либо заслуг, мы вывели из самого названия Песах.
А «нежная тайна» Песаха – родительская любовь Всевышнего к своему первенцу – «сын Мой, первенец Мой, Израиль» (Шмот, 4:22) – неисчерпаема! ____________________________________ *«И вы будете для Меня избранным (сгула) из всех народов» (Шмот, 19:5).
Путь Торы значительно короче обычного путиКомментарий
JEWNIVERSITY
Программа дистанционного обучения приглашает всех, интересующихся смыслом своей (и не только) жизни, к партнерству, в поиске сокровищ еврейской цивилизации. Далее
Хотите учиться?
INSTAGRAM
Подписывайтесь на меня в Instagram! Имя пользователя: mmgitik