Мотивы русских народных сказок в работе элуля и тишрея
Мы не раз говорили о сорока днях возвращения от начала месяца элула и до Йом Кипура (смотри, например, комментарий на строку книги Йоны: «еще сорок дней и Нинве переворачивается», а также комментарий Савраньского ребе на мишну о новом годе «десятины скота»). Смысл этих дней заложен в строку «Шир ґаШирим»: «ани ле-доди ве-доди ли», где первые буквы дают название месяца элуль, а последние четыре буквы юд дают в сумме гиматрий 4*10 – сорок дней тшувы.
Их общее назначение очевидно. Тем значимее вопрос о «разломе» между месяцем элулем и десятью днями. Как мы помним, в последний день месяца элула не трубят в шофар, дабы отделить трубление в Рош ґаШана от трубления месяца элула. Да и строку из пророка Йешайяґу (58:6) «Требуйте Вс-вышнего, когда Он присутствует, взывайте к Нему, когда он поблизости» - мудрецы соотносят только с десятью днями между Рош ґаШана и Йом Кипуром (Трактат «Рош ґаШана», 18:2). Так в чем отличие двух частей этих сорока дней шестого месяца и десяти первых дней нового года?
Савраньский ребе свое объяснение начинает со строки из субботнего песнопения: «Встань, взывай к Нему, поспешит приблизить тебя». Подчеркнуто, что еще прежде взывания, моления, просьбы, молитвы, необходимо неочевидное действие – «вставание»! Как в книге Йоны: «Что у тебя – спящий. Встань …, взывай к источнику твоих сил!» (1:6).
Практический смысл такого «вставания» - подготовка, концентрация духовных сил, определение основного направления усилий за счет частных, второстепенных. В основе – вера в себя, в свое божественное происхождение и в помощь Вс-сильного. Короче, работа месяца элула!
Это принципиальное отличие между работой элула и Десяти Дней раскаяния мы можем проиллюстрировать понятиями знакомыми нам с детства. Мертвая вода и живая вода. Неправда ли, весьма неожиданные ассоциации?! Между тем, работа шестого месяца по определению РаМБаМа «уру яшеним – пробуждение спящих» весьма сходна с «окроплением мертвой водой». Вспомните, как выглядит спящий – он, по сути, разбросан на отдельные части тела – свесившаяся рука или нога, повернутая голова и т.д. Короче, «разрубленный добрый молодец», которого надо собрать по частям. Работа «мертвой воды» - «вставание» духовного рыцаря без страха и упрека.
Но собранное воедино тело – бездыханно. Отсюда необходимость «тхият ґаметим – возрождения из мертвых». И шофар месяца тишрей выполняет эту работу[1] «живой воды». Дыхание «бааль ткуа – трублящего в шофар» - символизирует нешима (дыхание) Вс-вышнего: «и вдохнул в ноздри его душу живую» (Бе-рейшит, 2:7) – нешима – нешама – душа! Ведь год жизни, нам отпущенный в прошлом Йом Кипуре, закончился! И отсюда необходимость возрождения из мертвых, символизируемая трублением в шофар месяца тишрей.
[1] Это говорит «Мидраш букв» раби Акивы к букве тэт
|