Моше и промах тельца
«Если вынесешь их промах и если
нет, сотри меня из Книги Твоей»
(Шмот, 32:32)
Известнейшая просьба (ультиматум!!) нашего Учителя, в очередной раз демонстрирующая Его безусловную любовь к Израилю. Обычно эти слова читаются и переводятся «если простишь их, а если нет – сотри меня из Книги Твоей». Но такое прочтение, кроме ультимативности, проблематичной самой по себе, не объясняет «стирание» имени Моше из главы «Тецаве». Ведь ответ Вс-вышнего: «И сказал Вс-вышний Моше: тот, кто провинился Мне – сотру Его из Книги Моей» (Шмот, 32:33) подразумевает наказание виновных?!
Савраньский ребе предлагает иное прочтение: «если вынесешь их промах и если нет», ссылаясь на мидраш об устойчивости положения трона Израиля, опирающегося на три «ножки» – заслуги Авраґама, Ицхака и Яакова – и не нуждающегося в четвертой «ножке» – Моше Рабейну! Мудрецы в этом мидраше подчеркивают бескомпромиссную позицию Моше – его нежелание выделяться из народа Израиля. Моше Рабейну такой же наследник праотцев, как и весь Израиль, и его четвертая «ножка» не улучшит, а ухудшит духовную устойчивость Израиля, добавив к безусловной заслуге праотцев «верность идеалам Пятикнижия Моисеева». Тем самым, обуславливая существование Израиля в мире, его отношением к Торе. Что чревато…
Отсюда просьба Моше: («если вынесешь их промах и если нет») убери из реальности («сотри меня из Книги твоей») вариант «Моше - отец народа». Только заслуги Авраґама, Ицхака и Яакова, дающиеся каждому следующему поколению безотносительно к поведению предыдущего, будут фундаментом существования Израиля в этом мире! Отсутствие упоминания имени Моше в главе «Тецаве» – принятость его просьбы Творцом.
Интересно, что этот мотив – нежелание Моше «числиться» среди «отцов-основателей» – четко прослеживается в песнопении к третьей субботней трапезе (связанной с именем Моше[1]), сочиненном учеником Аризаля. Его имя, Авраґам Ямин, «закодировано» в первых буквах змиры. Песнопение, состоящее из десяти куплетов, параллельных десяти сфирот, содержит в куплете, соответствующем качеству Моше (вечность – нецах, седьмое сверху) связь между заслугой праотцев и категорией нашего Учителя.
Перейти на стр 2
[1] Смотри «Второе путешествие по недельным главам», глава «Зот ґа Браха»
|