Пятница, 03.05.2024, 13:35
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

Помощь
МЕНЮ САЙТА
МИНИ-ЧАТ
500
 Каталог статей
Главная » Статьи » Национальный Алеф-Бет

М.М.Гитик "Личность и социум"

Личность и социум

 

Реинкарнации – краеугольный камень мировоззрения

 

Север и Юг (Гог и Магог), которым предстоит сойтись в последней войне, представляют собой две основные силы: внешнее и внутреннее. Глобальность этих сил делает любые характеристики этих цивилизаций чрезвычайно значимыми и не менее любопытными. Для определения коренных различий между Западом и Исламом используем мнение специалистов – арабистов.

Доктор Мордехай Кейдар полагает, что пропасть, разделяющая две этих цивилизации, лежит в плоскости мышления. Индивидуальное у западного человека, и принципиально групповое у арабов. Для араба его принадлежность к семейному клану (племени) неизмеримо важнее принадлежности западного человека к любой социальной общности – семье, национальности, религии.

Удивительно яркой иллюстрацией этого группового мышления является вера мусульман (всех!) в неналичие реинкарнаций. Наша жизнь на Земле, с точки зрения всех направлений ислама[1], единственная, неповторимая возможность заслужить вечность. Понятие шаґид – совершивший поступок, дарующий вечное блаженство (сравните – мицва лишма), рождается именно из веры в уникальность биологического существования. И смерть во имя Аллаха, дарующая вечное блаженство, облегчается тем, что хамула (семейный клан, племя) продолжает существовать.

Если высшая ценность – не существование индивидуума, а продолжение экзистенциальности хамулы, то все привычные, естественные для эгоцентриста-западника стереотипы испытывают сильный сдвиг (деформацию).

 

Замысел Вс-вышнего

 

Мы имеем возможность, благодаря Торе увидеть источник подобного мировоззрения потомков Ишмаэля. Геополитические корни арабского мировоззрения – источники воды, вокруг которых протекала жизнь племени, и первый из них – «Беэр Лехай Рои – колодец [единственно] Живого, Видящего меня» (смотри четвертую главу книги Бе-рейшит «Ва-йера»). А духовные причины определяются в завершении «Хаей Сара» и «Ва-йишлах», первой книги Пятикнижия:

«Вот эти имена сыновей Ишмаэля… - двенадцать старейшин [несиим] по нациям их» (25:16)

«Эти алуфей [единоначальники] сыновей Эйсава…» (36:15).

Рав Ицхак Ґутнер, объясняя различие потомков Эйсава и Ишмаэля, обращает внимание на разницу понятий наси и алуф. Она, по его мнению, вытекает из принципиального отличия в их статусе как наследников Авраґама:

«…в наследство Эйсаву дал Я гору Сеир» (Дварим, 2:5).

«…не унаследует сын этой служанки с моим сыном, с Ицхаком» (Бе-рейшит,21:10).

И поэтому у старейшин Ишмаэля: «…и это имена их, по дворам их и по дворцам их – двенадцать старейшин по нациям их» (Бе-рейшит, 36:43).

Владения против временных обиталищ – «дворы и дворцы». Отсюда кочевники арабы и европейская раздробленность. Но это духовные корни истории и геополитики.

Мною же излюбленная двухвариантность – место и время. «Калифы на час», живущие во времени потомки Ишмаэля, беспокоятся о месте (Палестина), а потомки Эйсава, обжившие Новый и Старый Свет – торопят время, диктуют повестку дня. Именно поэтому двенадцать несиим Ишмаэля и множество алуфим у Эйсава.

 

Выводы

 

Становятся понятными отличительные черты арабского мира – готовность убивать за поруганную честь семьи и кровная месть. Обе они – результат превалирования группового (социального) над личным. Излишний хесед Авраґама, ушедший к его первенцу Ишмаэлю, породил групповое мышление его потомков. Наоборот, излишняя гвура (суд) Ицхака – причина жесткости границ его первенца Эйсава. И почти обожествление понятия privacy (личного пространства, например) – визитная карточка западной цивилизации, яркое свидетельство незыблемости границ индивидуальности!

Вообще, по Аризалю, первенцу достается вся тумיа[2] родителей. А она, в свою очередь, следствие нашего несходства (неблизости) с Создателем. Любовь к себе и любовь к ближнему изначально противоречат друг к другу. И решение этого противостояния – только Синайское Откровение. Там, у Синая, Израиль стал (ярчайшей) индивидуальностью со всеми вытекающими. Наделение социума (Израиля) личностью – единственно возможное решение проблемы противостояния личности обществу. По-другому – убирания «расстояния» (несхожести) Творца до Его Творения. Именно кругооборот душ обеспечивает единство множественности!

 

[1] Потому секты типа друзов не считаются исламскими.

[2] Еще пример – Реувен и Гад – «первенцы Геулы», не получившие надела между морем и Иорданом.

Категория: Национальный Алеф-Бет | Добавил: Yael (20.11.2023)
Просмотров: 136 | Теги: Магог, ислам, М.М.Гитик, Тора, Гог | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Мысли вслух
Путь Торы значительно короче обычного пути Комментарий
JEWNIVERSITY
Программа дистанционного обучения приглашает всех, интересующихся смыслом своей (и не только) жизни, к партнерству, в поиске сокровищ еврейской цивилизации. Далее
Хотите учиться?
INSTAGRAM
Подписывайтесь на меня в Instagram! Имя пользователя: mmgitik
Новости
Литературные иллюстрации идей Торы [42]
Кухня от кутюр до прет-а-порте [14]
Рубрику Ведет Менахем-Михаэль Гитик
Национальный Алеф-Бет [253]
Политика [10]
Уроки Истории [22]
Горячая точка [11]
Только Для Одесситов [25]
Жизнь Общинная [31]
Еврейство [18]
Иудаизм. От теории к практике [157]
Наука о Смысле Жизни [1]
Рассылка
Чтобы получать рассылку на e-mail, пишите на secretary@jewniversity.org
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Облако тегов
еврейский календарь Песах Шавуот 17 тамуза храм Смысл жизни поиск истины Ханука иудаизм радость Иврит Пятикнижие Иерусалим 9 ава сукот Йом Кипур кабала Тора недельная глава галут Моше израиль Египет Пурим Шабат рига кишинев ашдод Америка душа евреи человек молитва М.М.Гитик любовь Машиах Шабатон С.-Петербург сука Ноах еврейский Свобода урок жизнь добро и зло Гилель харьков москва Лод недельные главы