«Из нет [недоступности]
придет помощь мне»
«И вышел Яаков из
Беэр Шевы»
(Бе-рейшит, 28:10).
Эту
строку-заголовок мидраш связывает с Яаковом, точнее с ситуацией, в которой он
оказался, «выйдя из Беэр Шевы». Едва спасший свою жизнь (убийца-Элифаз, сын Эйсава,
был его учеником!), нищий, бездомный и т.д., взывает наш праотец к Создателю.
Но главной темой нашей статьи будет совершенно другой мидраш, утверждающий, что
первый вопрос, обращенный к нам после нашего ухода из этого мира, будет: «а вел
ли ты переговоры (споры) на тему веры?». Для самого первого вопроса немного
странно, не правда ли?! И потом, переговоры с кем, с людьми?! Но вера – вещь
интимная?!
Савраньский
ребе предлагает, в качестве объясняющей аналогии, идею возникновения еш меайн –
сущее из… неизвестно (недоступно) откуда. И это в ситуациях, которые шахматисты
характеризовали как те, в которых тяжело дать хороший совет. Наш праотец Яаков «иш
оґалим – человек шатров» и вдруг – в поле. В поле
Эйсава, чтоб вы не сомневались. Со всеми вытекающими… Именно в такой, и подобных ей, ситуации и начинаются переговоры… с самим собой, естественно.
Где Создатель, в чем смысл Его временного (надеюсь и уповаю!) невмешательства?
Собственно,
вся жизнь человека сводится к таким переговорам. Если, конечно, под жизнью
понимать веру во Вс-вышнего. Абсолютный (с нашей точки зрения) мрак
обстоятельств не просто побуждает к молитве-просьбе, но, что не менее важно,
принуждает к переговорам на самом высоком – личном – уровне. «В борьбе (с
собой) обретешь ты право свое» – такой «эсеровский» пересказ вечного «лех леха – а пошел ты к…
себе» – это определение
границ своего «Я», своей веры. И в качестве единственной иллюстрации – история
«от» первого ребе из Саврани.
В маленьком
городишке Чичельник (Одесская область, подле речки Савраньки), лет двести тому
назад, случилась эта история. У бездетной еврейской пары на старости лет
рождается сын. Не проходит и двух лет, как осчастливленный отец умирает. Еще
пару лет, и умирает ребенок. Утешить безутешную просят, конечно же, ребе. Тот
приходит и без всякого вступления начинает: «Готеню, что ж ты делаешь? Как же
так?». И прочие весьма тяжелые слова-обвинения. Перепуганная богобоязненная
женщина вступается «за бога» –
ну, нельзя же так, ведь не только плохое видела я в своей жизни! И бедная
женщина начинает… утешать Савраньского ребе. Одним словом – переговоры!
Те, кто их не
вели – не жили! И вопрос к ним в мире Истины будет… риторический (не дай бог!).
«Подниму
глаза свои к горам. Откуда придет помощь мне? Помощь мне от Вс-вышнего,
делающего Небеса и Землю» (Теґилим,
121:1-2).
Эти слова праотца нашего Яакова Савраньский ребе раскрывает: как были созданы Земля и Небо, так же
Творец делает мое Избавление, «есть» из «нет» (понимание).
Когда мы «повисаем» прямо посреди жизни, вовсе не
всегда из-за стесненных обстоятельств, то выход Один. Попытка опереться на
бывшее – «подниму глаза свои к горам» (намек на Авраґама) – не дает результата. «Откуда придет помощь мне?» Опираться следует на будущее! Все нормальные люди беспокоятся о будущем, а поддержки ищут в прошлом. Евреи – наоборот! «Помощь мне от Вс-вышнего».
М.М.Гитик
|