Духовный корень закона Парето
Принцип, названный в честь итальянского экономиста и социолога Вильфредо Парето (1848-1923гг.), был сформулирован в 1957 году Джозефом Дураном и звучит достаточно необычно: «20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий – лишь 20% результата». В качестве жизненного примера, история, рассказанная нашим учеником. В результате непростых семейных обстоятельств он, практикующий адвокат, был вынужден отказаться от значительной части своей клиентуры. Зная о «законе Парето», он оставил себе пятую часть наиболее «серьезных», распрощавшись с остальными четырьмя пятыми. Через некоторое, весьма непродолжительное время, он обнаружил, что оставшиеся клиенты расслоились на четыре пятых, в основном морочивших голову (20% дохода) и ту самую одну пятую, приносивших основной доход (80%). Странно, не правда ли?
Устная Традиция доносит до нас это удивительное соотношение в рассказе об Исходе. Мидраш, основанный на свидетельстве Пятикнижия: «и хамушим вышли дети Израиля из страны Мицраим» (Шмот, 13:18, РаШИ там) говорит об одной пятой евреев в Египте, реализовавших идею Геулы (Избавления), в то время, как четыре пятых не смогли выйти и были оставлены в Египте. Такая «изначальность» идеи Хумаша (Пятикнижия) заставляет вспомнить формулу Мироздания – Тетраграмматон – юд-кей-вав-кей.
Сведя повторение к минимуму, вспомним лишь «пятый элемент» – точку Начала первой из букв Имени. Смысловая нагрузка этого символа – «коцо шел юд» – Замысел Вс-вышнего, то, что в нашем восприятии (его символизирует самая первая буква Имени – юд) называется Идея. В качестве основополагающего примера – бизнес. Его идея одним словом – прибыль. Одна пятая из принципа Парето в корне своем имеет один из пяти элементов формулы Мироздания. Именно поэтому одна пятая клиентов (и не больше, как ни жаль) реализует идею доходности.
Напрашивается вопрос: а зачем вообще нужны эти самые четыре пятых?! Ответим, по возможности, наглядно. Специалисты НАТО утверждают, что во время боя пехотное отделение любой армии ведет себя в соответствии с законом Парето. Только 20% солдат ведут настоящий (прицельный) огонь на поражение противника. Ведущие неприцельный огонь четыре пятых пехотинцев также необходимы. Но они работают не на уничтожение врага, а на… защиту своих, мешая восьмидесяти процентам пехотинцев врага вести прицельный огонь!
В заключение примеры из еврейской Традиции. Во-первых, уже упомянутый мидраш об одной пятой народа Израиля, удостоившихся чести Исхода из Мицраим. Это не просто статистика вышедших, но и объяснение загадочного числа из последнего предложения Книги Йоны: «… а Я не пожалею Ниневию, в которой больше ста двадцати тысяч человеков…»
В соответствии с комментарием раби Элияґу, гаона из Вильны, речь в этом предложении идет о праведниках, чья немногочисленность вынудила Творца распределить их по всем поколениям. Одна пятая вышедших из Мицраим как раз и дает число из последнего предложения Книги Йоны (600 000 поделенное на пять дает общее число праведников в нашем бренном мире, который пророком Йоной обозначен как Ниневия. А объяснение Виленского гаона позволяет нам понять мидраш о немногочисленности праведников и их «расселении» по всем поколениям. Лишь одна пятая из поднявшихся из Египта реализует идею Исхода!
Последний пример – это объяснение мидраша об изменении человеческой анатомии после Потопа. Палец, называемый большим, был до Потопа связан с остальными, а теперь у нас с вами он принципиально отделен. Очевидно, что мудрецы визуализируют в мидраше духовные изменения, произошедшие в Условиях Работы людей на Земле после Потопа. Кетер – Замысел Вс-вышнего (точка с которой начинается буква юд Тетраграмматона) был принципиально открыт и доступен «допотопным» людям. Ведь все они жили в одном поколении с Метушелахом, лично знавший адама – первочеловека. Напомним, что Метушелах умер буквально перед Потопом в возрасте 969 лет. Для всех последующих поколений Кетер является совершенно отдельной категорией, практически с нами имеющей очень мало общего.
М.М.Гитик
Буквально вооруженными, корень хамеш-пять
Книга «Охота на иллюзии», где ей отведена солидная часть
|