День четырнадцатого ияра (Песах шени)
Вопрос возник в день перед «Песах шени». В молитве минха перед днями, когда не читают таханун-умоление по Закону, так же не произносят таханун. Но почему-то в минхе тринадцатого ияра по многим мнениям его читают!?
«Второй Песах» (смотри Бе-мидбар, 9:6-7) – это дополнительная возможность приблизить корбан песах для тех, кто был лишен этой возможности в Лель ґаСедер. Сегодня мы отмечаем его тем, что едим мацу не вместо, а наравне с… хлебом. И это вместо памяти о «пасхальном агнце», естественном претенденте на память о четырнадцатом ияре?!
Оба недоумения имеют одно объяснение, которое заодно(!) связано с объяснением хасидского обычая не читать таханун всю пятую неделю счета омера!
Ровно через месяц после Исхода евреи доели всю мацу, и выпал первый ман! Эта смена основы биологического существования знаменует собой конец духовного питания «от» Песаха и переход на чудесную основу Синая! Это произошло днем (утром) четырнадцатого ияра и потому отмечается днем, а не вечером, и вспоминаем мы не пасхального барашка, а именно мацу. И это объясняет отчего по многим мнениям продолжают говорить в минху предыдущего дня таханун – ведь речь идет о дне, а не о ночи!
Хасидский же обычай не читать таханун, начиная с четырнадцатого ияра (и всю неделю сфират ґод), связан с тем, что именно(!) в этот день мы начинаем считать сфират ґод-качество величия и максимум этой сфиры приходится на пятый день этой недели – ґод ше бе-год – Лаг баОмер! |