ДАТЬ — ЭТО ЕЩЁ И ВЗЯТЬ
Поиск Истины в рамках общей концепции смысла жизни.
6 сивана отмечается Шавуот — праздник Дарования Торы Шавуот выделяется среди еврейских праздников полным отсутствием законов, с ним связанных. Если в ульпане вам рассказали, что главная его особенность в поедании традиционных молочных блюд, то, мягко говоря, вас проинформировали не совсем полно. Эти молочные блюда (желательно, с мёдом), и украшение синагог зеленью, и даже чтение свитка Рут — только обычаи, вовсе не являющиеся обязательными. Такая незаданность праздника связана с чётким его делением на две принципиально отличные части. Одна половина праздника посвящена изучению Торы и молитвам, вторая же — вполне материальным праздничным трапезам. Решение о таком делении «ровно пополам», принятое нашими мудрецами, благословенна их память, недвусмысленно намекает на подчёркнутую двойственность праздника Дарования Торы. Ведь любое давание подразумевает принятие. Сказано в Торе: «Праздник (из) недель сделай себе.» (Шмот, 34:22.) Счёт дней Омера (неделя недель — 49 дней духовного подъёма от Песаха до Шавуота) — это сверхожидание встречи со Всевышним. Наше соучастие в даровании Торы — это желание её принять. Отсюда и вытекает отсутствие обязательных для нас законов, связанных с этим праздником. Бессмысленно желать по приказу. Все наши действия в этот день — материальные свидетельства желанности Подарка.
Принято посвящать праздничную ночь изучению Торы. Существует специальное издание — отрывки из всех частей Устной и Письменной Торы, позволяющие изучающему прикоснуться ко всей Торе. Но пользуются «Тикун лел hа-Шавуот» (так именуется это издание) далеко не все. Рав Элияhу, Виленский Гаон (лидер литовского еврейства в XVIII веке), учившийся в лел hа-Шавуот (ночь Шавуота) по этой книге, спросил своего замечательного современника рава Яакова Кранца (Магида из Дубно), почему тот не использует в учёбе в эту ночь «Тикун лел hа-Шавуот». В ответ Магид из Дубно рассказал следующую притчу.
Была на базаре лавка, в которой постоянно толпились покупатели. И решил герой притчи, искавший возможность открыть особо прибыльное дело, торговать товаром, которым, как он подсмотрел, бойко шёл в этой лавке. Открыл он лавку, торговавшую... лоскутками. И был очень удивлён и, прямо скажем, огорчён, что покупатели, приценившись к лоскутку, начинали торговать метры и метры полотна. Но в том-то и дело, что наш герой, не разобравшись, решил, что покупатели из лавки, которой он стал подражать, покупали в ней отнюдь не лоскутки. В лавке были выставлены образцы тканей! И покупатели, заплатив, шли с лоскутком-образцом на склад, где и получали купленную штуку материи.
Вот потому-то заключил, Магид из Дубно, он не желает уподобиться этому незадачливому герою и не рискует подобно уважаемому Виленскому Гаону учиться по книге, где появляются только «образцы», достаточные для Гаона, имеющего «склад готовой продукции» и по мизерной части восстанавливающий целое. Пожелаем всем евреям в ночь праздника учить в Торе наиболее для них привлекательное, то, что делает для них Тору желанной.
Менахем-Михаэль ГИТИК.
Будем благодарны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях:
|