Представим на секунду позицию критиков Торы. Тора, утверждают они, не дана Творцом, а написана человеком, да не одним, а несколькими, и кроме того, у неё ещё и редактор был. Итак, мы с вами комиссия по написанию Торы. Я, ваш покорный слуга, возьму на себя обязанности её председателя.
О чём же будем писать? Ну понятно, в первую очередь народу конституцию надо дать, свод моральных и юридических законов. Поэтому пишем: не убивай, не кради, не прелюбодействуй и так далее и тому подобное. А что ещё? Да, вот хорошо бы про экономику сказать. К примеру, как правильней вести хозяйство. И тут я, исходя из большого опыта, предлагаю написать закон о том, чтобы каждый седьмой год оставлять землю, давать ей отдохнуть. То есть не пахать, не сажать овощи, плодовые деревья и прочие работы на ней не проводить. Хорошая идея? Хорошая, скажете, но кушать-то хочется. И в сам год шмиты, и на следующий, да ещё нужно иметь на этот следующий год семена. Как быть? Без особого напряжения можно найти три варианта. Первый — откладывать каждый год про запас, скажем, одну седьмую часть урожая. Второй — ротация, оставление под парами одной седьмой части земли в год. Третий — импорт сельхозпродукции из-за границы. В общем, очень просто. Но я предложу вам ещё одно решение — от председателя. Давайте ничего не делать, а просто пообещаем народу, что каждый шестой год будет такой урожай, что его хватит на три года. Помилуйте, воскликнете вы, пообещать-то пообещаем, а как выполнять будем? Что ж мы создаём религию на шесть лет. Не будет в шестой год тройного урожая — на седьмой год нашу книгу выбросят. Никто же не согласится детей и себя голодом морить. Да и в принципе, зачем всё это нужно? От нас же не просят чудес, а наоборот — нормальных логичных указаний. Нет в таком решении абсолютно никакого смысла.
Откроем теперь Тору: «Шесть лет засевай землю твою и собирай плоды её. А в седьмой — оставляй её в покое. не трогай её, чтобы питались неимущие из народа твоего, а остатком после них питались звери полевые; также поступай и с виноградником твоим и с оливою твоею.» (Шмот, 23:11—12.) Вопрос: кто мог такое написать? Очевидно, что только тот, кто мог исполнить. Зачем? В том числе для того, чтобы знали, не человек господин в этом мире, что есть Тот, Кто даёт тебе пропитание не только в седьмой год, но и в остальные шесть. Год шмиты — индикатор доверия к Всевышнему. Поэтому шмита имеет такое принципиальное значение для нахождения евреев в Эрец Исраэль. Первый галут (изгнания) продолжался 70 лет: по числу несоблюдённых шмитот.
ОТ ШМИТЫ — К ЮБИЛЕЮ
С формальной точки зрения соблюдение шмиты началось через 14 лет после начала покорения Эрец Исраэль, то есть с занятия стратегических позиций (весь процесс занял почти сто лет). Затем с повторением цикла семь раз после 49-го года наступал 50-й — юбилейный год — йовель. На исходе Йом-Кипура трубили в бараний рог, с ним обходили всю Эрец Исраэль, а его трубление означало, что все евреи, бывшие рабами, выходили на свободу, а купленные земли возвращались к прежним хозяевам, чтобы сохранить наделы 12 колен неразделёнными. Перед 50-м годом землятоже давала тройной урожай, чтобы его хватило до времени после йовеля. Он соблюдался только тогда, когда большинство евреев жило в Эрец Исраэль, то есть с тех пор, как ассирийский царь Санхерив начал уводить десять колен Израиля, йовель не соблюдается.
Хаим ЗАБЕЖАНСКИЙ
В год шмиты запрещены: — вспашка земли, — посев овощей, — посадка плодовых деревьев, — подрезка деревьев для улучшения состояние, — сбор плодов обычным способом и в обычных количествах. Поле или сад объявляются hэфкер (ничейным).
В год шмиты разрешены: — работы для сохранения растения.
Нет проблем выращивать что-либо в отрыве от земли. Так, в Азе (Газе) всяческую зелень растят на песке, насыпанном на бетонные подушки.
Путь Торы значительно короче обычного путиКомментарий
JEWNIVERSITY
Программа дистанционного обучения приглашает всех, интересующихся смыслом своей (и не только) жизни, к партнерству, в поиске сокровищ еврейской цивилизации. Далее
Хотите учиться?
INSTAGRAM
Подписывайтесь на меня в Instagram! Имя пользователя: mmgitik